Код-шеринг. Что это такое

Kупив билет "Аэрофлота" на рейс Москва-Париж, пассажир может обнаружить себя на борту самолета авиакомпании Air France. Более того, пассажир из Берлина может купить билет авиакомпании Air Berlin, например, в Екатеринбург, хотя сама немецкая авиакомпания в Екатеринбург вообще не летает. Просто в Москве, в аэропорту Домодедово, этот пассажир пересядет (со вторым посадочным талоном, полученным при регистрации в Берлине) на рейс авиакомпании S7 Airlines Москва-Екатеринбург.

Подобные перевозки выполняются авиакомпаниями в рамках договоров код-шеринга (сов­местной эксплуатации воздушных линий). В этом случае рейс выполняется одним из перевозчиков, который называется оперирующим партнером, а другая авиакомпания (или даже несколько) выступает на этом рейсе в роли маркетингового партнера. Рейс выполняется под кодами обеих авиакомпаний, в чем можно убедиться, посмотрев на табло аэропорта. В первом из наших примеров двойной код, составленный из двухбуквенных кодов IATA, будет выглядеть как AF/SU, во втором - S7/AB. Билеты на код-шеринговый рейс продают обе авиакомпании-партнера через собственные сети.

Код-шеринговые соглашения дают авиакомпаниям ряд преимуществ, которые, в свою очередь, реализуются в виде преимуществ для пассажиров. Впрочем, иногда эти преимущества могут превратиться и в недостатки, но об этом позже.

Расширение возможностей

Код-шеринг - это коммерческий механизм, позволяющий авиакомпаниям расширить свою маршрутную сеть за счет виртуальных сегментов, на которых авиакомпания сама не летает, но пассажиров перевезти может. То есть если пассажир хочет лететь из пункта A в пункт B, авиакомпания должна ему такую услугу предоставить. При этом у авиакомпании нет необходимости всюду выполнять рейсы самостоятельно - это повлекло бы большие издержки, поскольку собственный прямой пассажиропоток на этом маршруте у перевозчика, скорее всего, невелик. А чересчур дорогую услугу продать не получится. Поэтому лучше доставить пассажира в пункт C, где пересадить его на рейс код-шерингового партнера. Для пассажира это будет выглядеть как обычный рейс с пересадкой, поскольку летит он по одному билету. Благодаря код-шеринговому соглашению ответственность за пассажира берут на себя обе авиакомпании. Ведь, в принципе, он мог бы самостоятельно приобрести два билета на разные авиакомпании из пункта A в пункт C и затем из пункта C в пункт B, но тогда вторая авиакомпания не имела бы об этом пассажире никакой информации и, если бы рейс из пункта A задержался, сочла бы его просто не явившимся на свой рейс. Так что для пассажира наличие код-шерингового соглашения означает удобство и надежность перевозки.

Но при этом надо понимать, что если бы не код-шеринговое соглашение между двумя авиакомпаниями, обе они этого пассажира не получили бы. Ведь первая из них не летает в пункт B, куда, собственно, направлялся наш пассажир, а в пункте C, откуда летает вторая авиакомпания, он бы тоже не появился, найдя альтернативный маршрут. Это соображение лежит в основе коммерческого сотрудничества авиакомпаний - ведь обе они получают клиента, который в противном случае ушел бы к конкурентам. Для большей привлекательности имеет смысл и немного снизить тариф для подобного перелета, поэтому авиакомпании заключают специальные соглашения SPA (Special Prorate Agreement), так что билет по маршруту A-C-B окажется дешевле (может, даже в два раза), чем сумма стоимости билетов по сегментам A-С и B-C (справедливости ради надо отметить, что та же самая логика объясняет, почему даже при полете одной авиакомпанией рейс с пересадкой чаще всего будет дешевле не только по сравнению с суммой стоимости по двум сегментам, но и с прямым перелетом A-C; просто в рамках одной авиакомпании, разумеется, нет необходимости заключать коммерческие соглашения).

В рассмотренном нами случае авиакомпании заключили соглашение о код-шеринге, для того чтобы расширить свою воздушную сеть, то есть для сов­местной эксплуатации последовательных рейсов. Практическая реализация этого примера - авиакомпании Air Berlin и S7 Airlines на линии Берлин-Москва-Екатеринбург, хотя аналогичных примеров можно привести многие сотни, если не тысячи. Важно отметить, что не только иностранные перевозчики продают под своим кодом билеты на внутренние рейсы российских авиакомпаний, но и наоборот, - к примеру, "Аэрофлот" под кодом SU продает билеты на рейсы Air France из Парижа, а S7 Airlines - на рейсы Iberia из Мадрида под кодом S7.

Реализация подобных код-шеринговых соглашений представляет собой совершенно новый этап в либерализации российского рынка авиаперевозок. Как известно, внутренние перевозки (каботаж) запрещены для иностранных авиакомпаний в большинстве стран мира, в том числе и в России. По код-шеринговому соглашению нового типа сохраняются ограничения по национальной принадлежности оператора рейса, но происходит либерализация продаж, то есть коммерческой деятельности. Это означает, что "Аэрофлот", S7 Airlines и другие российские авиакомпании, заключившие код-шеринговые соглашения с европейскими перевозчиками, не только фактически приняты в единое общеевропейское авиационное пространство, но и уже начинают получать выгоду от этого. Точно так же и европейские авиакомпании получили доступ к внутреннему российскому рынку перевозок; причем, надо отметить, направления выбраны весьма востребованные.

Так что по мере развития глобализации и аутсорсинга (а код-шеринговые соглашения, кстати, как раз служат примером аутсорсинга в гражданской авиации) понятие фактического оператора становится все менее актуальным, он важен только с точки зрения обеспечения безопасности полетов и вычисления производственной статистики. Решающую роль играет коммерция. Российские авиакомпании вполне способны предложить качественные перевозки с должным уровнем безопасности, поэтому иностранцам для выхода на российский рынок нет особой необходимости стремиться выполнять рейсы самостоятельно. Но взамен они начнут открывать российским перевозчикам Европу.

Конкуренция или сотрудничество?

Возможна, впрочем, и другая ситуация, когда авиакомпании заключают код-шеринговое соглашение для совместной эксплуатации параллельных рейсов на маршруте, по которому они обе выполняют перевозки. Такой код-шеринг позволяет значительно увеличить частоту полетов, ведь каждая компания продает билеты на рейсы другой как на свои (кстати, конкретные код-шеринговые соглашения оговаривают, получают ли авиакомпании-партнеры доступ только к определенному блоку мест на рейсах друг друга или могут свободно продавать все места через свои сети продаж). Например, на маршруте Москва-Париж авиакомпании "Аэрофлот" и Air France выполняют по пять рейсов в день, но благодаря код-шерингу Москву и Париж связывают 10 рейсов в день в промежутке между 8:00 и 21:00, что предоставляет пассажирам, в особенности деловым, большие возможности для выбора.

Авиакомпаниям подобный код-шеринг позволяет, обеспечивая высокую частоту полетов, избежать на линии избытка провозных мощностей, который мог бы привести к демпингу. В приведенном нами примере "Аэрофлот" и Air France реально выполняют только по пять рейсов, но каждая авиакомпания показывает в своем расписании и продает билеты на десять рейсов. Очевидно, что реальное их выполнение каждым перевозчиком привело бы к удвоению провозных мощностей на маршруте.

Надо, впрочем, учитывать, что интересы авиакомпании как продавца услуги всегда антагонистичны интересам пассажира как покупателя. В случае когда на международном маршруте в соответствии с межправительственным соглашением о воздушном сообщении коммерческие права на перевозки имеют только по одному назначенному перевозчику с каждой стороны, неизбежно возникает вопрос, в какой мере эти авиакомпании конкурируют между собой, а в какой сотрудничают в рамках код-шерингового соглашения (нередки, кстати, ситуации, когда эти авиакомпании еще и являются членами одного глобального авиационного альянса; в нашем примере - далеко не единственном - "Аэрофлот" и Air France состоят в альянсе SkyTeam и имеют эксклюзивные коммерческие права на маршруте Москва-Париж).

В Европе подобные ситуации уже привлекли внимание антимонопольных органов. В феврале Европейская комиссия по собственной инициативе начала антимонопольное расследование двух код-шеринговых соглашений: одного между авиакомпаниями Lufthansa и Turkish Airlines, другого - между Brussels Airlines и TAP Portugal. Комиссия намерена установить, насколько законны код-шеринговые соглашения на параллельных рейсах между узловыми аэропортами-хабами этих авиаперевозчиков, ведь теоретически нельзя исключать, что в результате соглашения нарушается конкуренция между ними. Результаты этих расследований окажут большое влияние как на развитие коммерческого взаимодействия авиакомпаний в Европе, так и на их сотрудничество с российскими авиаперевозчиками.

Глобальные авиакомпаний

Код-шеринговые соглашения - один из мощнейших практических инструментов воплощении коммерческого взаимодействия авиакомпаний в рамках глобальных . За последнее десятилетие четко сформировалась главная тройка - Star Alliance, SkyTeam и Oneworld, между которыми идет глобальная конкуренция. В России SkyTeam представлен компанией "Аэрофлот" (с 2006 г.), альянс Oneworld - авиакомпанией S7 Airlines. Крупнейший в мире Star Alliance пока не имеет российского участника; нельзя исключать, что им станет "ЮТэйр".

Альянсы представляют собой многосторонние схемы коммерческого сотрудничества, в рамках которых перевозчики объединяют свои маршрутные сети и гармонизируют другие бизнес-процессы. Идея в том, чтобы выстроить согласованную маршрутную сеть с максимально удобными для пассажира стыковками между рейсами разных компаний, а также согласовать качество обслуживания, чтобы пассажир на протяжении всего полета по сложному маршруту получал сервис на едином уровне. Дополнительным средством привлечения и удержания пассажиров служат согласованные программы поощрения часто летающих пассажиров, обеспечивающие взаимное признание участниками альянса бонусных миль, накопленных на рейсах других перевозчиков (впрочем, перебрасывать мили с программы на программу все равно не допускается). В результате всего этого пассажир имеет дело как бы с одной большой авиакомпанией, предлагающей широкую маршрутную сеть и бонусную программу.

Код-шеринг

Код-шеринг (code-share, букв. «обмен кодом») - это совместное использование самолета одной компании несколькими авиаперевозчиками на определенном маршруте, соглашение о совместной коммерческой эксплуатации авиарейса. Одна из компаний, таким образом, является оператором (то есть исполняет полеты по этому рейсу и продает билеты на эти рейсы от своего имени), а остальные - маркетинговыми партнерами (то есть, продают билеты на рейс компании-оператора от своего имени).

На информационном табло в аэропортах часто можно увидеть, что несколько рейсов разных авиакомпаний одновременно вылетают в один и тот же город. Это не значит, что сразу несколько самолетов летят по одному маршруту. Просто компании заключили между собой код-шеринговое соглашение, то есть фактически рейс выполняется одной компанией, а другие могут продавать места в этом самолете по своим тарифам и под своим кодом и номером рейса так, будто он выполняется ними самими.

Практика код-шеринга, широко распространена в авиационной промышленности, основана на соглашениях, заключенных между авиаперевозчиками. Это соглашение о продаже билетов на рейс под своим кодом, оператором которого является другая авиакомпания.

Рейсы код-шеринг имеют два (или более) кода. При бронировании места Вам назовут ту компанию, которая будет обслуживать этот полет.

Например: рейс AZ 481 Киев–Рим, выполняется авиакомпанией «Alitalia». Билеты на этот же рейс, но со «своим» номером PS 9481 продает и авиакомпания «Международные Авиалинии Украины». И, наоборот - на рейс PS 305 авиакомпании «Международные Авиалинии Украины» Киев–Рим имеет и номер «Alitalia» AZ 7175. Две компании заключили код-шеринговое соглашение и имеют некоторое количество мест на рейсах друг друга в Рим для продажи от своего имени.

Выгода авиакомпаний очевидна. Прежде всего, это большая экономия: сокращается количество собственных рейсов за счет партнерских. Для пассажиров также существует целый ряд преимуществ от таких соглашений между перевозчиками. Если, в силу тех или иных причин, Вы «привязаны» к определенной авиакомпании (привлекательная бонусная программа или политика работодателя в отношении полетов сотрудников), то code-share - это хорошая возможность выбрать более удобный рейс для полета, не «изменяя» Вашей привычной авиакомпании.

Вы продолжаете накапливать баллы или мили и не нарушаете правила своего работодателя. Кроме того, благодаря code-share соглашению для пассажиров появляются дополнительные, более удобные стыковки через узловой аэропорт - хаб (hub).

Интерлайн-соглашение

Другой вид договоренности между перевозчиками - интерлайн-соглашение. Предметом интерлайн-соглашений между авиакомпаниями является признание перевозочной документации одного перевозчика другим, т.е. каждая сторона договора вправе оформлять на собственных бланках перевозку на регулярные внутренние и/или международные линии интерлайн-партнера, и/или на трансферные перевозки, при обязательном участии обеих сторон интерлайн-соглашения.

Интерлайн является самым простым и широко распространенным в мире видом сотрудничества между авиакомпаниями. Партнерство по интерлайну осуществляется как между авиакомпаниями одной страны, так и между авиакомпаниями разных стран.

В типовом соглашении о коммерческом сотрудничестве оговариваются коммерческие услуги, которые один партнер обязуется предоставлять другому, в частности, определяются условия продажи, оформления и взаимного признания перевозочных документов партнеров:

авиабилетов;

авиагрузовых накладных;

квитанций сверхнормативного багажа;

ордеров разных сборов и прочее.

Различают два вида соглашений Интерлайн:

1. Двустороннее соглашение о признании перевозочной документации.

2. Многостороннее соглашение Интерлайн (Multilateral Interline Traffic Agreement - MITA).

Продажа авиаперевозок по интерлайн-соглашениям может осуществляться как на бланках перевозчика, так и на нейтральных бланках BSP (Billing and Settlement Plan) либо ТКП (Транспортная Клиринговая Палата), если иное не оговорено в соглашении между авиакомпаниями.

В рамках интерлайн-соглашений могут быть прописаны специальные прорейтовые соглашения (Special Proreit Agreement), на базе которых разрабатываются трансферные тарифы для сквозной продажи перевозок на стыкующиеся рейсы обоих партнеров.

Необходимо помнить, что за все неудобства, причиненные пассажиру, отвечает авиакомпания, фактически выполнявшая рейс. Если был задержан или испорчен багаж, отменен или перенесен рейс, все претензии предъявляются только той авиакомпании, самолетом которой Вы летели.

Пассажиры должны быть проинформированы о фактическом перевозчике перед приобретением билета, на регистрации, а также в том случае, если во время перевозки сложилась какая-либо нестандартная ситуация. При покупке авиабилета Вас должны уведомить особо, если рейс выполняется в рамках интерлайн-соглашения. Кроме того, на самом билете после номера такого рейса должна быть ссылка на информацию о том, какая компания на самом деле его выполняет. Если, согласно заключенному договору перевозки, пассажиру должны предоставляться оплаченные услуги, то за непредоставление таких услуг авиакомпания несет ответственность перед пассажиром, ограниченную размером суммы, заплаченной за такие услуги.

Авиакомпания не отвечает за услуги перевозки багажа (груза), предоставленные третьими лицами, с которыми авиакомпания не имеет коммерческих соглашений. Если авиакомпания самостоятельно предусматривает и выполняет такие операции по перевозке багажа (грузов) пассажиров, то эти правила применяются и к таким услугам. Услуги по перевозке багажа (грузов), которые предоставляются самой авиакомпанией дополнительно, оплачивает пассажир.

Кодшеринг и интерлайн-соглашения

Осуществляться авиаперевозки могут, как одной авиакомпанией, так и по средствам коммерческих соглашений между двумя или несколькими авиаперевозчиками.

Кодшеринг

Кодшеринг (code-share, буквально «обмен кодом») — это совместное использование воздушных суден одной компании несколькими авиаперевозчиками на определенном маршруте, соглашение о совместной коммерческой эксплуатации авиарейса.

Авиакомпания, предоставляющая самолет на совместное пользования, выступает в роли оператора (т.е. исполняет авиа полеты по данному рейсу и продает авиабилеты на эти рейсы от своего имени), а остальные авиакомпании — маркетинговые партнеры (т.е. продают авиабилеты на рейсы авиакомпании-оператора от своего имени).

Можно часто увидеть на информационном табло в аэропортах, что несколько рейсов разных авиаперевозчиков одновременно производят вылет в один и тот же город. Вы не думайте, что сразу несколько самолетов совершают полет по одному и тому же маршруту. Авиакомпании заключили между собой «Кодшеринговое соглашение», рейс фактически выполняется одной авиакомпанией, а другие имеют возможность осуществлять продажу мест на этот самолет по своим установленным тарифам и под своими кодами и номерами рейса, как будто они сами выполняют данный авиарейс.

Кодшеринг широко используется в авиационных перевозках и основывается на соглашениях, которые заключаются между авиакомпаниями. Под данным соглашением понимается продажа авиабилетов на рейсы под своими кодами, но оператором является иная компания.

Бронируя места на определенный авиарейс, Вам назовут компанию, которая непосредственно обслуживает данный полет. Кодшеринговые рейсы имеют два и более кодов.

Например: рейс Z6 18 Одесса-Киев, выполняется авиакомпанией «Днеправиа».Авиабилеты на этот же рейс, но уже со своим номером PS 1518 продает авиакомпания «Международные Авиалинии Украины». Две авиакомпании между собой заключили «Кодшеринговое соглашение» и имеют некоторое количество мест на рейсах для продажи от своего имени.

При таком сотрудничестве, выгода очевидна для авиакомпаний. Можно сократить количество собственных авиарейсов за счет партнерских. Для пасажиров тоже выгодно данное сотрудничество между авиакомпаниями. В силу тех или иных причин пассажир «привязан» к определенной авиакомпании (к примеру: привлекательная бонусная программа или политика работодателя в отношении полетов своих сотрудников), тогда code-share - это хорошая возможность выбирать более удобные рейсы для полетов, при этом Вы, как пассажир, не «изменяете» Вашей привычной авиакомпании. Вы можете дальше накапливать мили или баллы и не нарушать правил своего работодателя. Благодаря кодшеринговому соглашению пассажирам могут предлагаться более удобные стыковки через узловой аэропорт - хаб.

Интерлайн-соглашения

Есть другой вид соглашений между авиакомпаниями - интерлайн-соглашение. Интерлайн-соглашение - это признание одной авиакомпанией перевозочной документации другой авиакомпании, каждая из сторон заключенного договора имеет право оформлять на своих бланках перевозку на регулярные внутренние и/или международные линии интерлайн -партнера, и/или на трансферные авиаперевозки, при обязательном участии двух сторон интерлайн-соглашения. относится к самому простому и широко распространенному в мире виду сотрудничества между

Интерлайн-соглашение относится к самому простому и широко распространенному в мире виду сотрудничества между авиаперевозчиками. Осуществлять партнерство по интерлайн-соглашению могут, как авиакомпании одной страны, так и авиакомпании разных стран.

Заключая типовое соглашение о коммерческом сотрудничестве, авиакомпании оговаривают коммерческие услуги, которые один партнер обязуется предоставлять другому, в частности, определяются условия продажи, оформления и взаимного признания перевозочных документов партнеров:

  • авиабилетов;
  • квитанций сверхнормативного багажа
  • авиагрузовых накладных;
  • ордеров разных сборов и прочее.

Существует два вида соглашений Интерлайн:

1. Двустороннее соглашение о признании перевозочной документации.

2. Многостороннее соглашение Интерлайн (Multilateral Interline Traffic Agreement - MITA).

Осуществлять продажу авиаперевозок по интерлайн соглашениям можно, как на бланках перевозчика, так и на нейтральных бланках BSP (Billing and Settlement Plan) либо ТКП (Транспортная Клиринговая Палата), при условии, что ничего другого не оговорено в соглашении между авиаперевозчиками.

В рамках интерлайн-соглашений могут быть прописаны специальные прорейтовые соглашения (Special Proreit Agreement), на базе которых разрабатываются трансферные тарифы для сквозной продажи перевозок на стыкующиеся рейсы обоих партнеров.

Внимание. За все неудобства причиненые пассажиру, отвечает авиакомпания, которая фактически выполняла рейс. Ваш багаж был задержан или испорчен, отменен или перенесён рейс, все претензии предъявляются только той авиакомпании, воздушным судном которой вы летели.

До приобретения авиабилета на рейс, пассажира должны проинформировать о фактическом перевозчике и на стойке регистрации, это необходимо, если во время авиаперевозки сложилась какая-либо нестандартная ситуация. Приобретая авиабилета, вас должны уведомит, о том что авиарейс выполняется в рамках интерлайн-соглашения. Кроме того, на самом авиабилете после номера рейса должна быть указана ссылка на информацию о том, какая авиакомпания на самом деле его выполняет. Если при заключении договора перевозки пассажиру предоставляются оплаченные услуги, то за не предоставление таких услуг авиакомпания несет ответственность перед пассажиром, ограниченную размером суммы, оплаченной за такие услуги.

Авиакомпания не отвечает за услуги перевозки багажа (груза), предоставленные третьими лицами, с которыми авиакомпания не имеет коммерческих соглашений. Если авиакомпания самостоятельно предусматривает и выполняет такие операции по перевозке багажа (грузов) своих пассажиров, то эти правила применяются и к таким услугам. Услуги, предоставляемые авиакомпанией по перевозке багажа (грузов) дополнительно, оплачиваются пассажиром.

Код-шеринг — авиационный термин, означающий соглашение между двумя авиакомпаниями, по которому рейс одной авиакомпании представляется на рынке совместно как рейс одной или нескольких других авиакомпаний. Код указывается в расписании полетов и обычно состоит из двузначного кода авиакомпании-члена IATA и номера рейса.

Kупив билет "AIRFRANCE" на рейс Париж—Рига, пассажир может обнаружить себя на борту самолета авиакомпании „airBaltic”. Подобные перевозки выполняются авиакомпаниями в рамках договоров код-шеринга (совместной эксплуатации воздушных линий). В этом случае рейс выполняется одним из перевозчиков, который называется оперирующим партнером, а другая авиакомпания (или даже несколько) выступает на этом рейсе в роли маркетингового партнера. Рейс выполняется под кодами обеих авиакомпаний, в чем можно убедиться, посмотрев на табло аэропорта. В первом из наших примеров двойной код, составленный из двухбуквенных кодов IATA. Билеты на код-шеринговый рейс продают обе авиакомпании-партнера через собственные сети.
Код-шеринговые соглашения дают авиакомпаниям ряд преимуществ, которые, в свою очередь, реализуются в виде преимуществ для пассажиров. Впрочем, иногда эти преимущества могут превратиться и в недостатки, но об этом позже.

Расширение возможностей .

Код-шеринг — это скорее коммерческий механизм, позволяющий авиакомпаниям расширить свою маршрутную сеть за счет виртуальных сегментов, на которых авиакомпания сама не летает, но пассажиров перевезти может. То есть если пассажир хочет лететь из пункта A в пункт B, авиакомпания должна ему такую услугу предоставить. При этом у авиакомпании нет необходимости всюду выполнять рейсы самостоятельно — это повлекло бы большие издержки, поскольку собственный прямой пассажиропоток на этом маршруте у перевозчика, скорее всего, невелик. А чересчур дорогую услугу продать не получится. Поэтому лучше доставить пассажира в пункт C, где пересадить его на рейс код-шерингового партнера. Для пассажира это будет выглядеть как обычный рейс с пересадкой, поскольку летит он по одному билету. Благодаря код-шеринговому соглашению ответственность за пассажира берут на себя обе авиакомпании. Ведь, в принципе, он мог бы самостоятельно приобрести два билета на разные авиакомпании из пункта A в пункт C и затем из пункта C в пункт B, но тогда вторая авиакомпания не имела бы об этом пассажире никакой информации и, если бы рейс из пункта A задержался, сочла бы его просто не явившимся на свой рейс. Так что для пассажира наличие код-шерингового соглашения означает удобство и надежность перевозки.

Но при этом надо понимать, что если бы не код-шеринговое соглашение между двумя авиакомпаниями, обе они этого пассажира не получили бы. Ведь первая из них не летает в пункт B, куда, собственно, направлялся наш пассажир, а в пункте C, откуда летает вторая авиакомпания, он бы тоже не появился, найдя альтернативный маршрут. Это соображение лежит в основе коммерческого сотрудничества авиакомпаний — ведь обе они получают клиента, который в противном случае ушел бы к конкурентам. Для большей привлекательности имеет смысл и немного снизить тариф для подобного перелета, поэтому авиакомпании заключают специальные соглашения SPA (Special Prorate Agreement), так что билет по маршруту A—C—B окажется дешевле (может, даже в два раза), чем сумма стоимости билетов по сегментам A—С и B—C (справедливости ради надо отметить, что та же самая логика объясняет, почему даже при полете одной авиакомпанией рейс с пересадкой чаще всего будет дешевле не только по сравнению с суммой стоимости по двум сегментам, но и с прямым перелетом A—C; просто в рамках одной авиакомпании, разумеется, нет необходимости заключать коммерческие соглашения).

В рассмотренном нами случае авиакомпании заключили соглашение о код-шеринге, для того чтобы расширить свою воздушную сеть, то есть для совместной эксплуатации последовательных рейсов. Для пассажиров также существует целый ряд преимуществ от таких соглашений. Если в силу тех или иных причин вы "привязаны" к определенной авиакомпании (будь то привлекательная бонусная программа или политика работодателя в отношении полетов сотрудников), то code-share - это хорошая возможность выбрать более удобный рейс для полета, не "изменяя" "своей" авиакомпании - вы продолжаете накапливать баллы или мили и не нарушаете правила своего работодателя.

Где начинаются проблемы.

Конечно, прочитав всё это обычный человек сразу задаст логичный вопрос: «Если есть плюсы, то должны быть и минусы?». Если перечислять все минусы и расписывать их все, то этот блог будет посвящён только этим минусам. Чтобы понять, что эта система не идеальная приведу яркий пример.

Пассажир хочет добраться из города Чикаго (США) в город Рига (Латвия). Он находит самый подходящий вариант для себя (удобная цена, удобное время, удобное число), приобретает билет через сайт голландской авиакомпании «KLM» билет и вроде всё супер-дупер-трупер, но это не так. Голландская авиакомпания не упоминает и не предупреждает пассажиров, что правила ручного багажа не согласованы с Латвийской авиакомпанией. Получается, что регистрированый багаж в точке пересадке (в Амстердаме) будет перегружен в другой самолёт без проблем, а вот с ручной кладью возникнут проблемы. На первой схеме нарисовано то, как пассажир представляет себе ситуацию с правилами, на второй схеме нарисована реальная ситуация. У пассажира ошибочное представление, он думает, что на протяжение всего полёта и всех сегментов в силе правила Голландской авиакомпании. Хоть два сегмента полёта и проходят под кодом Голландской авиакомпании, но на сегменте Чикаго - Амстердам вы летите по правилам «KLM», а на сегменте Амстердам - Рига вы летите по правилам «airBaltic».

На сайте Голландской авиакомпании чётко прописаны правила ручного багажа на их рейсах. Вы можете взять одну сумку с весом 12 кг и одну маленькую сумку, допустим с портативным компьютером. Дальше вы можете увидеть правила авиакомпаний. Латвийская компания в полном праве заставить вас заплатить плату в 60 евро за вторую сумку. Тут у человека выбор: либо платить, либо распихать всё по карманам или вообще не брать вторую сумку на борт самолёта. Самое главное, что эта проблема создана по вине обоих сторон. С одной стороны обе авиакомпании плохо информируют пассажиров о таких изменениях правил. На сайтах обоих авиакомпаний я не нашёл не одного предложения, которое хоть как-то намекало на это. С другой стороны, пассажир должен узнать сам, чтобы не попасть в просак, о изменение правил во время пересадки. При покупке авиабилета вас должны проинформировать особо, если рейс выполняется в рамках код-шерингового соглашения. Кроме того, на самом билете после номера такого рейса должна быть ссылка на информацию о том, какая компания на самом деле его выполняет. В любом случае, всегда полезно поинтересоваться "настоящим" номером рейса.

Необходимо помнить, что за все неудобства, причиненные пассажиру, отвечает авиакомпания, фактически выполнявшая рейс. Если был задержан или испорчен багаж, отменен или перенесён рейс, если вас облили томатным соком или нагрубили во время полёта - все претензии предъявляются только той авиакомпании, самолетом которой вы летели.