Что случилось с «ВИМ-Авиа»: главное

?

Что случилось с "ВИМ-Авиа"?

Авиакомпания "ВИМ-Авиа" решила полностью чартерные перевозки пассажиров к местам отдыха, сообщила вечером 25 сентября Росавиация.

Компания , что не может осуществлять полеты без дополнительного финансирования и планирует введение внешнего антикризисного управления.

По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), "ВИМ-Авиа" задолжала за обслуживание ее самолетов в общей сложности более 1 млрд рублей. Половину этой суммы, накопившейся за четыре месяца, предприятие должно своему базовому аэропорту Домодедово.

По данным Росавиации, кредиторская задолженность авиакомпании составляет около 7 млрд рублей.

Финансовые организации стали давать гарантии лизингодателям "ВИМ-Авиа" (им авиаперевозчик не платит также четыре месяца). При этом авиакомпании грозило лишение главных активов — воздушных судов. Так и случилось. 27 сентября самолеты "ВИМ-Авиа" за долги в Турции и Бельгии.

Еще 25 сентября в Росавиации на экстренном совещании по вопросам операционной деятельности компании собственник "ВИМ-Авиа" , что у перевозчика нет ни оборотных, ни заемных финансовых средств для продолжения перевозок пассажиров собственными силами.

Примечательно, что ранее "ВИМ-Авиа" сдавала в Росавиацию отчетность, которая свидетельствовала о благополучном состоянии авиакомпании.

Решение о судьбе авиаперевозчика правительство планировало принять после 22 октября. До этого времени самолеты "ВИМ-Авиа" были необходимы для перевозки участников фестивалей, отметил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович.

27 октября сертификат эксплуатанта "ВИМ-Авиа", который дает компании право на осуществление полетов, станет недействительным, ТАСС источник, близкий к авиакомпании. В Росавиации не стали комментировать этот вопрос.

30 октября сертификат эксплуатанта авиаперевозчика . При этом глава Минтранса Максим Соколов не исключил возможность его аннулирования. Пока Росавиация по поручению Минтранса план по оздоровлению "ВИМ-Авиа", предложенный потенциальным инвестором Борисом Карловым.

На поддержку "ВИМ-Авиа" было потрачено 600 млн рублей. Эти средства ушли на вывоз пассажиров, расчеты с аэропортами и операционную деятельность авиакомпании, глава Росавиации Александр Нерадько.

?

Когда и почему начались задержки рейсов?

Еще 20-22 сентября около двух десятков рейсов "ВИМ-Авиа" в аэропорту Домодедово. В последующие три дня не смогли вовремя вылететь еще несколько десятков рейсов.

Причина была в том, что перевозчик своевременно не платил за топливо. После того как задолженность за заправку самолетов "ВИМ-Авиа" перед аэропортом достигла 0,5 млрд рублей, Домодедово отказался обслуживать рейсы в долг, написали "Ведомости".

В Росавиации , что ситуация связана с неурегулированной задолженностью перевозчика перед топливозаправочными организациями.

Перевозчик обратился к властям с просьбой предоставить госгарантии по кредитам. Но 26 сентября глава Минтранса Максим Соколов , что помощи компания не получит.

"Господдержка уже бессмысленна, потому что компания практически прекратила работу. Нужна господдержка в решении этой ситуации (перевозки пассажиров — прим. ТАСС). Предложения такие формируются штабом и через Минтранс будут направлены в правительство".

?

Сколько пассажиров могут пострадать?

Около 100 тыс. туристов в связи с решением "ВИМ-Авиа" прекратить чартерные перевозки к местам отдыха. Речь и о тех, кто не улетел, и о тех, кто ждет бортов для возвращения домой. Об этом говорилось в сообщении, опубликованном на сайте Ассоциации туроператоров России (АТОР).

Но дело в том, что, по оценке АТОР, авиакомпания до конца летнего сезона взяла на себя обязательства перевезти около 200 тыс. пассажиров. То есть половина из них — организованные туристы, а еще около 100 тыс. — пассажиры без турпутевок.

26 сентября "ВИМ-Авиа" на своем сайте объяснила процедуру за билеты для пассажиров отмененных рейсов и тех, кто хочет заранее отказаться от ранее оплаченного перелета.

?

Кто перевезет пассажиров "ВИМ-Авиа"?

На внутренних направлениях пассажиров "ВИМ-Авиа" перевозили авиакомпании "Уральские авиалинии", "АйФлай", Red Wings, NordStar, "Икар", "Северный ветер" и "Якутия". Договоренность об этом была достигнута на экстренном совещании в Росавиации вечером 26 сентября.

Расходы авиакомпаний на перевозку пассажиров было решено компенсировать из госбюджета. "Согласовано решение о выделении около 200 млн руб. из федерального бюджета следующего года для компенсации затрат авиакомпаниям, которые выполнят перевозку пассажиров на внутренних регулярных направлениях", - говорилось по этому поводу в сообщении Росавиации.

Кто будет вывозить клиентов "ВИМ-Авиа" из других стран долгое время было не ясно.

Туроператоры пытались самостоятельно найти перевозчиков и вернуть своих туристов на родину. При этом они на передачу рейсов "ВИМ-Авиа" иностранным авиаперевозчикам для возвращения в Россию туристов, являющихся клиентами компании. В Российском союзе туриндустрии (РСТ) отметили, что на отечественном рынке не найти столько самолетов, чтобы вывезти всех клиентов проблемной авиакомпании.

9 октября программа по перевозке туристов и пассажиров авиакомпании "ВИМ-Авиа" в целом была завершена, перевезено более 36 тыс. человек, в сообщении Минтранса РФ. В частности, около 5 тыс. человек перевезли иностранные авиакомпании, 17,5 тыс. - "ВИМ-Авиа", остальные пассажиры совершили перелет другими российским авиаперевозчиками.

?

Как реагировали власти на проблемы авиаперевозчика?

Из-за массовой задержки рейсов Росавиация 25 сентября внеплановую проверку авиакомпании "ВИМ-Авиа", сообщал официальный представитель ведомства Сергей Извольский.

Одновременно из-за задержки рейсов доследственную проверку Московское межрегиональное следственное управление на транспорте СК. По данным следствия, "ВИМ-Авиа" продавала билеты, зная о невозможности перелета в указанные в них сроки.

Кроме того, 24 сентября Приволжская транспортная прокуратура о возбуждении административных дел в отношении компании и ее руководства в связи с долгами по зарплате, превышающими 206 млн рублей.

?

В чем Следственный комитет подозревает руководство авиакомпании?

Следственный комитет (СК) уголовное дело о мошенничестве должностных лиц авиакомпании "ВИМ-Авиа" в связи с задержками рейсов.

Следствие установило, что не позднее 22 сентября у руководства авиакомпании возник преступный умысел, направленный на хищение денежных средств пассажиров путем обмана в особо крупном размере, сообщила официальный представитель Следственного комитета РФ Светлана Петренко. Они знали, что у предприятия нет денег на закупку топлива, и пассажиров перевезти не удастся, но продолжали продавать билеты, получив при этом 1 млн рублей.

27 сентября следователи гендиректора авиакомпании "ВИМ-Авиа" по уголовному делу о мошенничестве в отношении пассажиров. Он добровольно пришел к следователям и ответил на их вопросы.

28 сентября СК гендиректора "ВИМ-Авиа" Александра Кочнева и главного бухгалтера Екатерину Пантелееву. Им обвинение в мошенничестве. Они под домашним арестом.

Тогда же следствие планировало допросить и владельцев компании Рашида и Светлану Мурсекаевых, но выяснилось, что они уехали за рубеж. Совладельцы "ВИМ-Авиа" Мурсекаевы будут объявлены в розыск, ТАСС источник в правоохранительных органах. В рамках возмещения ущерба будет наложен обеспечительный арест на имущество совладельцев и руководства компании.

К сотрудникам Росавиации, которые контролировали работу "ВИМ-Авиа", включая финансово-хозяйственную деятельность, у следствия также есть вопросы. Следователи взять у них свидетельские показания.

Также СК всех потерпевших и виновных по делу о мошенничестве "ВИМ-Авиа" и власти Колымы.

В апреле 2017 года лишь после вмешательства Приволжской транспортной прокуратуры авиаперевозчик 1,1 тыс. своих сотрудников долг по зарплате в 38 млн рублей.

В конце мая 2017 года задержки рейсов на десять и более часов приобрели массовый характер. Так, 28 мая авиаперевозчик вылет большинства своих чартеров из Домодедова. В последующие дни десятки вылетов были задержаны и отменены. Туроператоры были искать самолеты на замену "ВИМ-Авиа", чтобы доставить туристов на курорты.

"ВИМ-авиа" вновь лихорадит: из-за веерных задержек рейсов три тысячи пассажиров в минувшие выходные застряли в залах ожидания. Росавиация заявила, что перевозчик задолжал за керосин и потому самолёты стоят незаправленными. Но это лишь верхушка айсберга проблем авиакомпании. Оказывается, неурядицы с поставками топлива начались ещё в июле. И сейчас это лишь конечное звено в цепи проблем, которые очень похожи на проблемы "Трансаэро". Долговые обязательства за год выросли и достигли 10 миллиардов. Возможно, поэтому денег не хватает даже на ремонт "рабочих лошадок" перевозчика - широкофюзеляжных "боингов", которые простаивают в ангарах месяцами.

Груз долга тянет к земле

В выходные 15 рейсов "ВИМ-авиа" опять не смогли вылететь из Домодедово и других аэропортов. Имущественный вред, как сообщал Следственный комитет России, был нанесён 2997 пассажирам. В авиакомпании объяснили это "сезонным спадом" и пообещали всё быстро уладить. Однако Росавиация придерживалась другой версии: на самом деле авиакомпания задолжала топливозаправщикам, а те отказались заливать керосин.

К вечеру 23 сентября ситуация вроде бы выровнялась, рейсы стали потихоньку вылетать. Однако в воскресенье авиакомпания снова задержала рейсы из аэропорта Домодедово. По данным онлайн-табло воздушной гавани, было отложено шесть из одиннадцати запланированных вылетов - в Анталью, Ларнаку, Ираклион, Сочи и Симферополь. С топливными компаниями по-прежнему не расплатились - просто предоставили гарантийные обязательства.

Лайф изучил бухгалтерские отчёты компании и выяснил: ситуация куда серьёзнее, чем может показаться на первый взгляд. За минувший год компания набрала на два миллиарда больше долгов, чем в 2015-м. А партнёры, которые не дождались оплаты своих услуг, массово подают в суды.

За последние полгода на авиакомпанию 12 раз подавали иски из-за того, что та не платит вовремя по счетам. Общая сумма претензий - 27,6 миллиона рублей. Есть среди них и один иск на относительно небольшие 328 тысяч. Его подала ещё в июле фирма "Аэрофьюэлз Магадан", которая заправляет самолёты. Это говорит о том, что терпение у топливозаправщиков закончилось ещё летом.

Но судебные претензии - копейки по сравнению с другими обязательствами компании. Согласно её собственному бухгалтерскому отчёту, на ней сейчас висит 10,2 миллиарда кредиторской задолженности и долгосрочных займов. При этом 4,3 миллиарда из них компании необходимо погасить в течение года. Для сравнения, в прошлом году всех долгов было на восемь миллиардов.

При этом выручка падает, а себестоимость оказываемых услуг растёт. Если в 2015-м компания потратила на зарплаты, самолёты и все аспекты своей деятельности 11 миллиардов, то в 2016-м - уже 16,5 миллиарда. А чистая прибыль за это время упала в пять раз. Подробности - в инфографике.

Двигатель первой волны

Домодедово - базовый аэропорт "ВИМ-авиа". В его ангарах живут самолёты авиакомпании, проходят техобслуживание и ремонт. Основу авиапарка составляют семь широкофюзеляжных "боингов-777". Лайф поговорил с источником в Ространснадзоре и выяснил, что проблемы у двух самолётов могли запустить цепочку задержек во всей авиакомпании.

Первое сообщение о веерных задержках рейсов в этом году 28 мая. Поразительное совпадение, но как раз 28 мая "заболела" одна из новых "рабочих лошадок" авиакомпании, на которую "ВИМ-авиа" так рассчитывала в грядущий сезон отпусков.

У воздушного судна Boeing 777 с регистрационным номером VP-BMR была выявлена неисправность вспомогательной силовой установки (ВСУ), с которой самолёт не мог подняться в воздух, - сообщил Лайфу источник в авиационном надзоре. - Почти два месяца техники сначала искали неисправность, а потом - комплектующие для замены.

ВСУ - это второй двигатель, который предназначен для запуска основного, а также для обеспечения энергией на стоянках. Конкретно этот борт поступил в "ВИМ-авиа" из Emirates только 5 мая. Поэтому, когда через 20 дней после "приёма в семью" у новичка нашли неисправность, это стало крайне неприятным известием для менеджмента.

https://life.ru/1014164" target="_blank">писал , что второй широкофюзеляжник - Boeing 777-200 VP-BDX - почти месяц стоял в ангаре.

И если финансовое положение могло стать первой причиной проблем у компании, то "болезнь" "боингов" - последней соломинкой, подломившей авиакомпании колени. Это подтверждают и официальные заявления госорганов: в мае Росавиация сообщила, что проблемы с расписанием у компании как раз связаны с необходимостью срочного ремонта самолётов.

Курс на кризис


Сможет ли компания выбраться из кризиса, как это у неё получилось летом? Ведь сейчас у неё проблемы куда серьёзнее. На этот раз на неё накинулись сразу все: Ространснадзор, Роструд, Генпрокуратура, Следственный комитет. Причём претензии последнего могут окончиться уголовными делами для топ-менеджмента. По заявлению представителей СКР, менеджмент авиакомпании заранее знал, что не сможет выполнять рейсы, но всё равно продавал билеты. По причине задержки авиарейсов 2997 пассажирам причинён имущественный вред. Поэтому в отношении сотрудников уже началась доследственная проверка.

Нынешний расклад в "ВИМ-авиа" частично повторяет один из ключевых аспектов банкротства "Трансаэро". Там в своё время задолжали за топливо баснословные 4,2 миллиарда. Как выяснилось при банкротстве, им два года подряд заливали керосин в долг. Собеседник в отрасли, знакомый с ситуацией, объясняет: после "Трансаэро" многие топливные компании боятся заправлять в долг, а то "останутся на бобах" в случае банкротства авиакомпании. Впрочем, он считает, что на этот раз "ВИМ-авиа" выберется из кризиса.

Ничего, сейчас они возьмут дополнительный кредит, расплатятся за топливо. Правда, потом могут задержать зарплату персоналу, - говорит он. - Прокуратура им выпишет представление, они выплатят зарплату, но опять задолжают за топливо. Возьмут дополнительный кредит… И так по кругу.

Отсылки к прокуратуре - не на пустом месте. Сейчас Генпрокуратура административные дела на компанию за невыплату более 206 миллионов долга по зарплате.

И это далеко не первые её претензии: в октябре 2016-го Генпрокуратура уже штрафовала "ВИМ-авиа" за нарушение трудовых прав. Прокуроры обнаружили у компании космические долги по зарплате - в течение двух месяцев лета она почти не платила своим сотрудникам, и за это время набежало 260 миллионов долга. После вмешательства надзорных органов 1200 работников полностью получили жалованье за август. Сумма выплат составила более 130 миллионов рублей. Компанию оштрафовали на 55 тысяч.

А источник Лайфа, знакомый с ситуацией, сообщил, что в сентябре трудовая инспекция по Татарстану снова получила жалобу от сотрудников компании на нарушение их условий труда и уже начала проверку этих фактов.


Жалуются не только сотрудники, но и пассажиры. В июне Лайф уже о многочисленных нарушениях прав потребителей, которые допускала компания.

Архивы Центрального районного суда Новосибирска содержат сведения, которые хорошо характеризуют отношение авиакомпании к собственным клиентам (дело № 5-139/2016). В январе прошлого года 33 пассажира рейса Новосибирск - Москва застряли в аэропорту Толмачёво, потому что у их "боинга-757" накрылся один из компонентов противообледенительной системы. Люди провели в зале ожидания больше девяти часов. Всё это время "ВИМ-авиа" отказывалась направлять запасной борт из Домодедово в Толмачёво, потому что ему было "далеко и долго лететь".

Данное воздушное судно не было задействовано в рейс НН 186 Новосибирск - Москва от 27.01.2016 в качестве резервного по причине сильной удалённости аэропорта Толмачёво от аэропорта Домодедово, длительного времени перелёта, - приводит суд объяснения авиакомпании.

Суд такими объяснениями не впечатлился и оштрафовал "ВИМ-авиа" на 100 тысяч рублей.

Для справки, перелёт из Москвы в Новосибирск занимает 4 часа 15 минут. Если бы запасной борт всё же вылетел, пассажиры бы не ждали девять часов. Вместо этого авиакомпания предпочла ремонтировать застрявший в Толмачёво лайнер: так было дешевле.

Лайф направил запрос в авиакомпанию, но оперативного ответа не получил. В субботу она опубликовала официальный комментарий на своём сайте, где говорит, что уже ведёт переговоры по урегулированию ситуации.


"ВИМ-Авиа" отменила все чартерные рейсы до 15 июня. Так компания надеется восстановить рабочий график. В конце мая у перевозчика начались проблемы с расписанием: он задержал сразу несколько рейсов, в том числе на популярные туристические направления - в Турцию и на Кипр. Росавиация вызвала представителей компании для разъяснения ситуации, а прокуратура начала проверку по факту задержек рейсов.

Президент российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун в беседе с "Коммерсантъ FM" отметил, что "ВИМ-Авиа" входит в пятерку крупных чартерных перевозчиков в России.

"Компания наряду с Pegas Fly и Nordwind является крупным перевозчиком, выполняющим чартерные рейсы. Нехватка самолетов привела к массовым задержкам вылетов. Для того чтобы выправить положение и войти в расписание, "ВИМ-Авиа" решила взять паузу. К тому моменту к ее воздушному флоту должны добавиться три самолета, которые сейчас находятся на техническом обслуживании. Мы не предполагаем массового отказа от авиабилетов и сбоя в перевозке пассажиров", - заявил он.

В этом году туристический рынок в России значительно вырос, отмечает корреспондент газеты "Коммерсантъ" Александра Мерцалова. Спросом пользуются чартеры в Турцию - именно в этом направлении работает "ВИМ-Авиа".

"В этом году благодаря возврату Турции на российский туристический рынок и закончившейся девальвации рубля у путешественников вернулся интерес к организованным поездкам за рубеж. По оценкам аналитиков Промсвязьбанка, по итогам 2017 года рост числа россиян, отправленных в организованные туры за границу, может составить 25-35%. Таким образом их общее количество увеличится до 5 млн человек. Другие эксперты называют еще большие цифры: например, в Ростуризме говорят о 12 млн человек", - отметила она.

Туроператоры начали искать замену "ВИМ-Авиа" для перевозок на зарубежные курорты, заявил советник руководителя Ростуризма Дмитрий Горин. Часть рейсов будут перенесены.

"Росавиация подключилась к ситуации. В любом случае, россиянам, у которых на руках билеты "ВИМ-Авиа", необходимо отслеживать актуальную информацию относительно времени вылета с помощью туроператоров, которые сейчас бронируют рейсы других перевозчиков или переносят сроки поездок. С авиакомпаниями было заключено достаточно большое количество контрактов на чартерные рейсы как за границу, так и внутри страны", - подчеркнул он.

Компания "ВИМ-Авиа"уже массово задерживала рейсы в июле прошлого года. Тогда в Росавиации пригрозили компании лишением возможности выполнять чартерные перевозки.

Ситуация с массовой задержкой вылетов чартерных рейсов "ВИМ-Авиа" из московского аэропорта Домодедово переросла в скандал. И пока перевозчик под шумок " " во Внуково, на его руководство завели уголовное дело, пассажиры продолжают негодовать, а эксперты гадают, какая авиакомпания будет следующей.

Главный редактор портала AVIA.RU, эксперт думского комитета по транспорту Роман Гусаров объяснил "Правде.Ру", почему "ВИМ-Авиа" потерпела крушение в российском небе, можно ли было ее спасти, чем судьба этой авиакомпании похожа на историю "Трансаэро" и как вообще выживает отечественный "перелетный" бизнес.

- "ВИМ-Авиа" - не первая российская авиакомпания, которая массово задерживает вылеты, да и у нее самой задержки возникли не впервые. Почему регуляторы рынка позволили ситуации зайти так далеко?

В целом авиационная экономика сейчас не самая лучшая. Многие компании страдают и испытывают сложности. Другой вопрос, почему это случилось именно с "ВИМ-Авиа" - здесь два варианта: либо она оказалась менее устойчива, либо какие-то другие причины.

Но факт остается фактом: после высокого сезона выяснилось, что у компании нет оборотных средств обслуживать не только долги, но и собственные потребности, плюс элементарно оплачивать аэропортовые услуги, приобретать керосин и т.д.

Такое состояние присуще вообще авиационному бизнесу, компания возвращает одни долги, занимает, другие приобретает. Видимо, просто в этот раз кредиторы отказали, посчитав, что компания только копит долги, и дальше уже давать бесперспективно.

Но принадлежащий "Татнефти" банк "Зенит" был готов выдать "ВИМ-Авиа" кредит в 1,5 млрд рублей, если она откажется от чартеров и будет совершать только регулярные рейсы. Это выгодное предложение?

Видимо, в данном случае потенциальные кредиторы, изучив документы, предложили убрать несколько чартерных перевозок и сконцентрироваться на более доходных регулярных.

Но это предложение банка было сделано, не зная специфики авиационного бизнеса. Авиакомпания не могла просто отказаться от чартеров, иначе она бы осталась вообще без работы."ВИМ-Авиа" оперирует в основном широкофюзеляжными дальнемагистральными самолетами. Нельзя на огромном самолете летать из Москвы в Самару: вы просто его не загрузите, и экономика будет у него ужасной, это не дело. На регулярных линиях в России они могут летать только на дальние расстояния - во Владивосток, в Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Иркутск. И там уже присутствуют перевозчики.

Так вот, у них 25 самолетов, а направлений всего два-три, куда деваться? А международное направление - там есть допуски, есть межправсоглашения, назначенные перевозчики, и "ВИМ-Авиа" не входит в их число. Получается, предложение банка - патовое, как и ситуация. Деньги получить хочется, но невозможно отказаться от чартеров, потому что тогда некуда девать самолеты.

- "ВИМ-Авиа" может повторить судьбу "Трансаэро"? - Да, и парк у них похожий по набору - широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты. Историю "Трансаэро" я знаю доподлинно и уверяю вас, что никто в гибели авиакомпании "Трансаэро" не виноват, как и в случае с "ВИМ-Авиа", кроме самого руководства.

Они начали падать с 2008 года, когда произошел предыдущий кризис и провал туристических перевозок. Заказали много самолетов, получили огромные убытки, после этого пытались выкарабкиваться, но в этот момент поняли, что уже никак не получается. В итоге они стали демпинговать , продавать билеты ниже себестоимости. По сути уход компании был очевиден за два года до всего произошедшего.

Я всегда говорил: "Трансаэро" умерла своей смертью, но единственное, в чем можно упрекнуть "Аэрофлот", - это в том, что он сам съел этот труп, никому не дал, не поделился, даже подковки не оставил.

- Так что ждет "ВИМ-Авиа"?

Компания до сих пор пользовалась хорошей репутацией, поэтому я думаю, что она постепенно выполнит все максимально возможные обязательства перед пассажирами на регулярных направлениях, а чартеры будут кому-то передаваться.

Я все-таки надеялся, что, может быть, руководство компании предъявит какой-то антикризисный план кредиторам, контрагентам, аэропортам, заправщикам - всему, кому она должна, предъявит в Росавиацию и Минтранс, и скажет: "Нам нужно столько-то денег сейчас, и мы гарантируем, что через столько-то выйдем на какой-то уровень рентабельности, начнем рассчитываться через какое-то время, допустим, погасим половину долгов". Тогда государство могло бы хотя бы дать госгарантии, как когда-то давали "Трансаэро" (только это ни к чему хорошему не привело - государству как гаранту по кредитам пришлось гасить долги).

Сейчас государство должно быть уверено, что деньги вернутся, - а этого не было. Во всяком случае, судя по настроению сопрезидента "ВИМ-Авиа" Рашида Мурсикаева - "Денег нет, но вы держитесь" - они сложили руки, просто попросили: "Дайте денег".

- И срочно перебрались из аэропорта Домодедово во Внуково....

Это я прекрасно понимаю: в Домодедово накоплены долги. Возможно, за рейсы сегодня-завтра "ВИМ-Авиа" готова заплатить, но аэропорт уже не готов, говорит: "Погасите старые огромные долги - тогда будем работать". Они перескочили во Внуково и, возможно, будут платить там за оставшиеся рейсы, а долг перед Домодедово останется в подвешенном состоянии.

На руководство авиакомпании завели уголовное дело о мошенничестве, потому что оно, как считают в СКР, знало о долгах и все равно продолжало продавать билеты.

Такая ситуация у авиакомпаний сейчас постоянно: они дотягивают до какого-то периода, потом перекредитовываются - и опять пошло. Никто не скажет, когда наступит такой момент, когда кредиторы скажут: "Не дадим".

- Получается, в России достаточно непросто вести авиабизнес?

Вы видите, как банкротятся компании, которые были давно на рынке, стабильные, успешные. И "Трансаэро" с 1992 года существовала, и "ВИМ-Авиа" давно - и как раз такие столпы рушатся, не какие-то новички типа "Авиановы" или "Скай-экспресса", которые пришли-полетали-обанкротились-ушли.

Сама экономика в этой отрасли плохая. Надо спасать (или не спасать) не отдельно взятую компанию, а разбираться и спасать всю отрасль. Потому что потом будет следующая компания.

У нас каждый год одна-две средние или крупные компании уходят с рынка - какие-то более шумно, какие-то тише, какие-то сливаются, чтоб хоть как-то друг друга поддержать совместно, одна поглощает другую. Сужается количество игроков на рынке. Вот что формирует монополизм - не происки национального перевозчика, а нестабильное состояние всей отрасли.

Правообладатель иллюстрации Dmitry Petrochenko/TASS Image caption "ВИМ-Авиа" с января задерживает в среднем около 12% рейсов

У "ВИМ-Авиа" нет денег для продолжения работы, компания прекращает чартерные перевозки и вывоз пассажиров с курортов, сообщила Росавиация. Этому предшествовали задержки рейсов и возбуждение уголовного дела.

О том, что одна из крупнейших частных авиакомпаний России отказывается от выполнения чартерных рейсов, сообщило Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). В понедельник в ведомстве прошло совещание по ситуации в "ВИМ-Авиа".

Главная новость - авиакомпания приняла решение полностью прекратить чартерные перевозки пассажиров к местам отдыха и вывоз их. Так сообщение Росавиации передает агентство Интерфакс.

Русская служба Би-би-си разбиралась, что происходит с одной из крупнейших российских авиакомпаний.

С чего все началось

В субботу в аэропорту Домодедово было задержано 15 рейсов "ВИМ-Авиа", в воскресенье задержки продолжились. В понедельник должно было вылететь 19 рейсов "ВИМ-Авиа". Но днем было отправлено только шесть - остальные либо отменены, либо задержаны.

На момент выпуска на онлайн-табло фигурировали восемь рейсов авиакомпании, из которых были отправлены только три. Из 20 рейсов "ВИМ-Авиа", которые должен был принять московский аэропорт, прибыл лишь один.

На онлайн-табло прилетов петербургского аэропорта Пулково только один рейс "ВИМ-Авиа" значится как прибывший, еще два отложены на несколько часов.

Правообладатель иллюстрации Mikhail Pochuyev/TASS Image caption С субботы были задержаны десятки рейсов "ВИМ-Авиа"

И одновременно стало известно, что следователи завели уголовное дело о мошенничестве в крупном размере "по факту хищения денежных средств пассажиров должностными лицами" авиакомпании.

Логика следствия такова: "ВИМ-Авиа" продолжала продавать билеты, хотя знала, что денег на оплату топлива в аэропорту уже не хватает.

Что известно о компании?

"ВИМ-Авиа" занимает десятое место по перевозке пассажиров в России, следует из данных Росавиации. Компания зарегистрирована в Татарстане, хотя и базируется в Домодедово, где занимает четвертое место по пассажиропотоку. Владелец компании - Рашид Мурсекаев.

Это не первый случай, когда компания массово задерживает рейсы. По данным статистики задержек регулярных и чартерных рейсов за август 2017 года, у "ВИМ Авиа" их было больше всех среди российских перевозчиков - 59.

Правда, за счет большого числа совершенных полетов процент задержек получился не самый большой - всего 12,3%. По данным генпрокуратуры, примерно такой же процент задержек сохраняется у "ВИМ-Авиа" с января 2017 года.

Сейчас чиновники решают, что делать с компанией и туристами. Днем туроператоров собирали в Ростуризме, а вечером прошло совещание в Росавиации.

Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего авиаотрасль, не стала комментировать возможные меры по спасению компании.

Представитель "ВИМ-Авиа" сообщила Би-би-си, что сейчас вместе с "финансовыми организациями, решившими поддержать авиаперевозчика" разрабатывается план урегулирования ситуации. Также представители "ВИМ-Авиа" ведут переговоры с партнерами, добавила она.

"В данный момент достигнуты предварительные соглашения, что должно привести к исправлению ситуации", - пояснила представитель "ВИМ-Авиа".

Совладелец компании позже выступил с более оптимистическим прогнозом и допустил возможность введения внешнего управления в "ВИМ-Авиа".

"Оборотные средства закончились и финансирование заморожено. В аэропортах обслуживание приостановлено. Поскольку авиакомпания не может осуществлять полеты без дополнительного финансирования, изучаем возможности для введения внешнего антикризисного управления", - сказал Мурсекаев.

Общее число пассажиров "ВИМ-авиа" с проданными билетами - 140 тысяч, сообщает издание The Bell со ссылкой на источник, участвовавший в совещании в Росавиации.

Правообладатель иллюстрации Mikhail Pochuev/TASS Image caption Следствие считает, что руководство "ВИМ-Авиа" похитило деньги пассажиров, продавая билеты на фоне проблем с оплатой топлива

Новый коллапс с "ВИМ-Авиа" произошел в конце туристического сезона и это смягчило последствия, сказал Русской службе Би-би-си гендиректор компании ICS Travel Group Дмитрий Шевченко. Его компания прекратила продавать новые турпакеты с перелетами самолетами "ВИМ-Авиа"и пытается договориться с "Уральскими авиалиниями" и компанией "Ямал".

Представитель Tez Tour Лариса Аханова сказала, что в рамках московской и региональной кампаний ее компания продала туристические пакеты с перелетами "ВИМ-Авиа" по 22 октября включительно. И в туркомпании рассчитывают на то, что все контрактные обязательства перевозчик выполнит в полном объеме "без существенных неудобств".

Почему задерживают рейсы?

Ранее Росавиация сообщила, что Домодедово отказалось обслуживать самолеты "ВИМ-Авиа" из-за долгов за топливо.

Длительные задержки вылетов регулярных и чартерных рейсов авиакомпании "ВИМ-Авиа" из аэропорта Домодедово связаны с неурегулированной задолженностью перевозчика перед топливно-заправочными организациями, цитировал заявление Росавиации Интерфакс.

О проблемах с заправкой топливом Би-би-си рассказал источник, близкий к авиакомпании и не уполномоченный давать комментарии прессе. По его словам, проблемы возникли не только в московском аэропорту Домодедово, но и в петербургском Пулково (в Пулково Би-би-си это не подтвердили).

О том, что у компании есть проблемы с соблюдением расписания, Би-би-си рассказали в холдинге "Базэл Аэро". Эта компания управляет аэропортами в Сочи, Краснодаре, Анапе и Геленджике. "ВИМ-Авиа" в рамках летнего расписания ежедневно совершает один рейс из Краснодара и два из Сочи в Домодедово.

"В минувшие выходные все рейсы авиакомпании в аэропорты Краснодарского края были выполнены с задержками по причине позднего прибытия самолетов из Москвы. Максимальное время задержек рейсов составило девять часов", - сообщили в пресс-службе "Базэл Аэро".

Холдинг "Новапорт", управляющий аэропортами Новосибирска и Челябинска, комментировать ситуацию с "ВИМ-Авиа" отказался.

Проблемы с зарплатой?

У "ВИМ-Авиа" есть проблемы не только с соблюдением расписания рейсов. Татарская транспортная прокуратура в пятницу 23 сентября возбудила административные дела в отношении самой компании и ее руководителя в связи с задержками выплаты зарплаты. По данным прокуратуры, долги по выплате зарплаты в авиакомпании превысили 206 млн рублей.

Как рассказал Би-би-си источник, знакомый с ситуацией в авиакомпании, последний раз в середине августа сотрудникам выплатили половину зарплаты за июль.

При этом, по словам источника, задержки с зарплатой "в компании были всегда", и нынешняя ситуация еще не самая плохая - были ситуации, когда зарплату задерживали на полгода.

В "ВИМ-Авиа" ситуацию с зарплатами комментировать не стали.

Не сработала схема

Газета "Ведомости" пишет, что авиакомпания "много лет работает так: в зимний сезон копит долги, летом зарабатывает и отдает деньги". Об этом изданию на условиях анонимности рассказал менеджер крупного аэропорта. В этом году, по его словам, был провальный летний сезон, и схема не сработала.

В самой авиакомпании в субботу заявляли , что "временные трудности с расписанием" связаны с "традиционным сезонным спадом, что привело к спорам хозяйствующих субъектов и задержкам ряда рейсов".

"ВИМ-авиа" будет поддерживать татарстанский бизнес, говорил "Ведомостям" источник, близкий к одной из сторон переговоров о спасении перевозчика. Однако в Казани опровергли предположения о том, что авиакомпания может ждать помощи оттуда.

"Ни правительство Татарстана, ни компания "Татнефть" отношения к обязательствам авиакомпании "ВИМ-Авиа" не имеют", - сказал Интерфаксу глава пресс-службы президента Татарстана Эдуард Хайруллин.