Тема: Государственное регулирование естественных монополий: экономические и административные рычаги. Что такое естественная монополия, и каковы ее главные признаки?

В экономике РФ и многих других стран мира значительную роль играют естественные монополии. Эти предприятия чаще всего представлены масштабными бизнесами, являющимися ведущими в своём сегменте. Они имеют возможность осваивать крупные рынки, включая зарубежные, становиться носителями уникальных технологий. В чём специфика формирования естественных монополий? Какую роль они могут играть в экономике государства?

Речной транспорт осуществляется с помощью насыпных и малоценных материалов, таких как строительные материалы, такие как песок, полые блоки и зерно. Одним из маркетинговых факторов является распределение. Чтобы соответствовать заявленным предположениям в сфере транспортных услуг, необходимо разрешить покупателям приобретать эти услуги. Необходимо выполнять действия и использовать данные в дистрибутиве. Деятельность и элементы, которые составляют распределение, не появляются в планировании и прогнозировании рынка, но со всеми другими видами деятельности и маркетинговыми элементами.

Что понимается под естественной монополией?

Естественная монополия - это фирма, которая имеет производственную модель, в силу некоторых причин существенно более эффективную, чем у других игроков рынка. Например, это может быть компания, имеющая доступ к дешёвому источнику сырья или электроэнергии. Она будет иметь низкие издержки, связанные с их закупкой, как результат - выставлять более низкие цены или работать с большей прибылью и динамичнее развиваться.

Характерной особенностью транспортной системы является то, что в группе действий и элементов, связанных с распределением, существуют только действия, состоящие из так называемых каналов распространения. Нет никаких действий и элементов, которые подпадают под сферу физической замены продукта с точки зрения его неосязаемости и неделимости системы производства и потребления.

Предположения системы логистики. Определить лучший уровень резерва Сократить время обмена товарами и сырьевыми ресурсами Оптимизировать качество обслуживания клиентов Оптимизация уровня финансовых затрат. Инфраструктура логистической системы состоит из.

К естественным монополиям относятся предприятия, что имеют возможность осуществлять монетизацию ресурса, которого нет у конкурирующих компаний. Это реально, например, когда фирма имеет в собственности платную автомобильную магистраль. В этом случае, если иные транспортные пути между объектами, которые она связывает, отсутствуют или не столь качественны, предприятие сможет на монопольных началах получать прибыль за счёт взимания платы за проезд.

Складские здания и склады для хранения и хранения запасов, оборудования для обработки и внутреннего транспорта, элементов хранения, других технических элементов, в основном информационных элементов, используемых для управления складскими операциями, транспортных средств для перемещения товаров между компаниями, инструментов и средств для операций по погрузке и разгрузке Защитная упаковка, удаление, хранение, информация, транспорт, обработка, многоразовые элементы нагрузки, компоненты обмена сообщениями. Какие компании выполняют логистические услуги?

Классификация

Естественная монополия - предприятие, которое может представлять одну или несколько отраслей. Поэтому один из ключевых критериев классификации бизнесов соответствующего типа - принадлежность к той или иной сфере экономики. В национальном хозяйстве РФ монополии чаще всего ведут деятельность в таких отраслях: транспорт, топливно-энергетический комплекс, связь, коммунальные услуги, атомная промышленность, предоставление почтовых сервисов.

Компании, предоставляющие логистические услуги. Отдельные логистические компании и реселлеры. . Оптимальный уровень качества обслуживания может быть реализован таким координатором, основным инструментом которого является мультимодальный транспорт, кооперация с его филиальной сетью, хранилищем и перевалочными объектами, распределительные и распределительные центры, расположенные рядом с рынком и покупка, сеть систематических соединений, ИТ-системы для повышения тарификации, квалифицированного персонала.

Структура клиентов и поставщиков с точки зрения их пространственного расположения и экономических и коммерческих возможностей; пункты покупки; Ассортиментная структура продуктов, поступающих и покидающих заводы; планирование производства, размер и дизайн; ассортимент и количественная структура заказов и заказов; критерии поставки и приобретения; требования рынка и желания; управление складом; управление резервами в зоне поставок и продаж; доступная организация и транспортные технологии; планирование спроса; Методы и допущения рынка; управление коммерческим сотрудничеством поставщиков и покупателей продукции; процесс документооборота; поток денег; управление новостями, методы их обработки, современное программное обеспечение. Важнейшей функцией в логистической системе является транспортная система.

Ещё один критерий классификации фирм, о которых идёт речь, - то, в чьём владении находятся субъекты естественных монополий. Они могут являться государственными, муниципальными структурами, частными лицами и корпорациями, зарубежными инвесторами. Следующий критерий классификации естественных монополий - организационно-правовая форма. Чаще всего монополия представлена публичным акционерным обществом, но их функционирование будет также возможным, к примеру, в виде государственных корпораций или унитарных предприятий.

Таким образом, существует потребность в посредниках с эффективным транспортным средством для осуществления транспортных услуг. Как правило, такие посредники хотят взять на себя перевозчиков и грузоотправителей. Предлагая полный логистический сервис для своих клиентов, они пытаются убедить их выбрать тип «купить».

Проект «сделать или купить» предназначен для моделирования выбора производителя, в котором он / она должен выполнять свою деятельность по поставке и распределению, и в каких количествах эти мероприятия должны выполняться специализированными компаниями - покупать. Железнодорожные перевозчики часто подчеркивают материально-техническое измерение своих собственных услуг, пытаясь более интенсивно конкурировать за перевозки грузов.

Причины возникновения естественных монополий

С чем связано появление естественных монополий в национальном хозяйстве? Причины тому могут быть самые разные. Одним из ключевых факторов, под влиянием которого сформировалась сфера естественных монополий в России, стал механизм трансформации советских предприятий. Изначально они были адаптированы к плановой экономике и занимали в силу отсутствия конкуренции лидирующие позиции в том или ином сегменте. На их базе образовались фирмы, функционирующие по рыночным принципам в условиях современной экономики РФ.

Железнодорожные предприятия имеют следующие преимущества. Легкий доступ для железнодорожного транспорта, частое распределение станций со складами и складами, доступ к различным видам вагонов, к тем, которые могут перевозить очень тонкие материалы, и те, которые могут перевозить сыпучие материалы, доступ к интермодальным перевозкам, предоставление услуг специализированными учреждениями Интермодальные перевозчики, которые обычно принадлежат железнодорожным компаниям, имеют свои контейнеры, взаимозаменяемые кузова, иногда даже автомобильный подвижной состав, услуги вовремя, преимущества железнодорожного транспорта в защите экологической системы. Среди различных организаций наиболее подходящим логистическим сервисом является логистическая компания определенного ранга.

Можно отметить, что советские предприятия, монопольно функционировавшие в национальном хозяйстве, в целом сохранили свои позиции и в условиях свободного рынка. Их владельцем в большинстве случаев осталось государство, но к инвестициям в капитал были привлечены и частные лица.


Экспедитор связывает рынок закупок и распределения с собственными клиентами. Мировые экономические отношения. Если страна соглашается быть частью данной национальной экономической группировки, то ее функционирование в экономической и транспортной зоне должно регулироваться правилами и руководящими принципами, установленными властями этой группировки. В микроэкономическом измерении субъекты транспортной деятельности определяются субъектами транспортной деятельности, а также их отраслевыми группами на региональном или местном уровне.

Другая причина возникновения естественных монополий актуальная в том числе и для России - высокий инвестиционный порог входа в ту или иную отрасль. Для того чтобы начать бизнес, к примеру, в транспортной сфере, необходимы огромные капиталы. Их владелец будет заинтересован в том, чтобы окупить свои вложения и учредить фирму, которая сможет осуществлять деятельность в условиях минимальной конкуренции. Поэтому инвестор приобретает, потратив большой капитал, основной объём тех ресурсов, благодаря которым фирма собирается извлекать прибыль в дальнейшем. Например, строит платную магистраль, причём спроектировав её так, что любая альтернативная, скорее всего, будет менее эффективной за счёт большей протяжённости или меньшей ширины. Конкуренция естественных монополий - явление крайне редкое во многом в силу того, что соответствующего типа предприятия намеренно учреждаются в тех сферах, где несовпадение интересов бизнесов, скорее всего, наблюдаться не будет.

Крайне важно, чтобы методы и инструменты их реализации были совместимы с ними. Как правило, необходимо изменить существующую транспортную систему, когда ее прежняя форма не соответствует новым социально-экономическим, политическим и системным изменениям в государстве. Транспортная система, безмятежность ее роста с деятельностью страны и экономической системы, строительство.

Эффективное строительство, которое вызывает экономическое развитие. Их объем включает в себя действия, направленные, в частности. Обеспечить лучшую безопасность движения за счет использования новейших технологий. Д. создание благоприятных условий для конкуренции на внутри - и межотраслевой сфере, предоставляя те же возможности.

Ещё один механизм формирования естественных монополий - наличие административных барьеров на регистрацию и вход на рынок новых предприятий. Они могут выражаться в чрезмерно высоких требованиях по сертификации, лицензиям и иными разрешительным документам, в необходимости соответствия проектов очень большому количеству ГОСТов, стандартов и норм. В результате инвестору проще выбрать бизнес в той сфере, в которую, с точки зрения бюрократических барьеров, войти проще. В свою очередь, в том сегменте, в котором инвестор отказывается от участия, начинают вести деятельность те предприниматели, что в силу тех или иных причин могут обходить или легко преодолевать административные барьеры.

Аналогичные меры защиты и статизм используются для вмешательства. Это две наиболее важные идеи деловой практики и экономические теории, рост которых имеет историческое значение. Либерализм стремится минимизировать роль государства в экономической системе. Правительство только устанавливает и обеспечивает соблюдение верховенства закона. Либерализм не видит необходимости использовать инструменты для выполнения своих функций. Либерализм считает, что государству не нужно вмешиваться в экономические дела транспортной системы, и его задача должна заключаться в том, чтобы контролировать согласованный правовой порядок и контролировать безопасность движения.

Какие в РФ есть естественные монополии?

Деятельность естественных монополий занимает значимую долю в российской экономике. К предприятиям соответствующего типа в РФ принято относить «Интер РАО», «Газпром», РЖД, «Росатом», «Почту России».


Все они имеют признаки, которыми характеризуется типичная естественная монополия. Примеры предприятий соответствующего типа можно найти в самых разных сегментах экономики РФ. В каждом из них возможно потенциальное проявление тех факторов, о которых мы сказали выше.

Транспортные компании не субсидируются государственными средствами, но они могут чувствовать себя неудобно на транспортном рынке. У них есть возможность создать множество долгосрочных и краткосрочных экономических соглашений. Они обычно связаны с сегментацией рынка и ценообразованием. Либерализм в транспортной системе часто приводит к появлению монополий на транспортном рынке.

Экономическое вмешательство в транспортную систему касается значительной косвенной и прямой концентрации государства на экономических проблемах транспортных услуг. Государство влияет на развитие цен и транспортных тарифов, выдает концессии или лицензии на транспортную деятельность и выдает определенные обязательства по обслуживанию государственных услуг перевозчикам. Государство также влияет на транспорт посредством фискальных инструментов, а также может оказывать финансовую помощь транспортным компаниям - затем субсидировать транспорт.


Со стороны государства осуществляется регулирование естественных монополий, направленное на стимулирование выполнения ими позитивной рыночной роли. Кроме того, инициативы властей могут быть связаны со стремлением повысить экономическую эффективность компаний соответствующего типа. Далее в статье мы рассмотрим соответствующий аспект подробнее.

Государственные субсидии иногда принимают разные формы. Система субсидирования обычно сложна в случае авиации и судоходства. Существуют прямые операционные и инвестиционные субсидии или косвенные субсидии посредством использования налоговых льгот, гарантий займов и других форм сокращения расходов на транспорт. Когда государство особенно помогает конкретному транспортному сектору или конкретной группе операторов, работающей на значительном транспортном рынке для состояния транспортного рынка, то мы говорим о протекционизме на транспорте.

Реестры монополий

Можно отметить, что в России компетентные органы власти ведут учёт предприятий, которые можно отнести к естественным монополиям. Как правило, этим занимается, в частности, Федеральная служба по тарифам. Учреждение ведёт собственный реестр естественных монополий. В нём представлены фирмы самых разных сегментов.

Это более развитая форма интервенционизма, более избирательно лечится. Из материалов, перевозимых. Из руководящих принципов, на которых был составлен контракт. От согласия транспортного средства импортера и экспортера. Из предположений участников коммерческой сделки. Д. от методов и маршрута и вида транспорта.

Е. о количестве субъектов, участвующих в процессе транспорта, и объемах их услуг. Курс транспортного процесса во внешней торговле делится на следующие этапы. Определение концепции транспортного процесса. Подготовка отгрузки для перевозки. Управление транспортными процессами. Физическая транспортировка груза. Обращение к юридическому и финансовому процессу. Запросы и анализ транспортных расходов. Транспортные процессы в мировой торговле, несмотря на то, что они характеризуются повторением и появлением сходных характеристик среди них, не являются одним из этих процессов, сопоставимым с предыдущим, даже в аналогичных условиях.

Реестр естественных монополий, сформированный ФСТ, включает предприятия таких отраслей, как водоснабжение в сфере коммунального хозяйства, транспортировка природного газа по трубопроводам, железнодорожный, воздушный, морской транспорт, телекоммуникации, атомная энергетика, транспортировка нефти. Есть и другие органы власти, осуществляющие учёт предприятий рассматриваемого типа. Так, реестр субъектов естественных монополий ведёт Федеральная антимонопольная служба.

То есть даже степень действия на разных этапах каждого отдельного транспортного процесса различна. Международные интерпретации торговых терминов, используемых в торговле товарами, включают. Эти ярлыки являются первыми буквами их английских имен. Эти записи устанавливаются в том порядке, в котором первая буква представляет собой минимальную и третью максимальную обязанность продавца.

Рынок монополий и ценообразование. Хотя в экономической теории он рассматривается как вариант рынка с несовершенной конкуренцией, фактически, в повседневной жизни монопольный рынок является реальным, неконкурентным рыночным типом. Французский экономист Мишель Дидье сказал: «Когда монополия доминирует на рынке, это заставляет потребителей разоружиться и беспомощно, свои продукты и цены». Художественный рынок известных художников сравнивается с монополистическим рынком. Исходя из этимологии греческого термина, компания в монопольном положении производит только хорошую экономику и удовлетворяет весь спрос на нее.

Государственные контракты

Можно отметить, что в национальном хозяйстве РФ могут быть фирмы, которые фактически имеют признаки естественных монополий, но не включены в соответствующий реестр. В этом случае в силу особенностей положения ФЗ № 44 от 5.04.2013 г. может быть осложнено приобретение услуг у соответствующей фирмы государственными и муниципальными органами. Дело в том, что в тех случаях, когда поставщик того или иного сервиса является единственным на рынке, то госструктуры вправе заключать с ним контракты, только если он будет внесён в реестр субъектов естественных монополий. В этом смысле в интересах предприятия - как можно более оперативно попасть в соответствующий список, чтобы иметь возможность заключать контракты с бюджетными структурами.

Роль естественных монополий на рынке

Как правило, фирмы, о которых идёт речь, являются очень крупными бизнесами. Следовательно, естественная монополия - это, прежде всего, крупнейший работодатель и налогоплательщик. Поэтому государство заинтересовано в эффективности фирм соответствующего типа, поскольку их деятельность может быть фактором наполнения денежными средствами бюджета, а также обеспечения занятости населения - важнейшей социальной задачи. Это обуславливает тот факт, что регулирование естественных монополий государством осуществляется таким образом, чтобы текущие рыночные позиции предприятий соответствующего типа сохранялись, а сокращений рабочих мест и падения выручки на них не происходило. Соответственно, обеспечивается и социальная стабильность в тех регионах, в которых работают предприятия рассматриваемого типа.


Иногда услуги естественных монополий настолько востребованы, что у фирм соответствующего типа нет проблем с выручкой и рентабельностью. В этом случае вмешательство государства в деятельность предприятий может быть сведено к минимуму. Главное, чтобы фирма своевременно исполняла свои обязательства перед бюджетом страны. Говоря о роли государства в работе естественных монополий, полезно будет более подробно рассмотреть аспект регулирования деятельности предприятий рассматриваемого типа.

Регулирование монополий

Деятельность субъектов естественных монополий может регулироваться посредством следующих основных методов: издание государством нормативных источников - отраслевых, или же имеющих статус федеральных НПА, которые непосредственно определяют приоритеты в управлении предприятиями соответствующего типа. Или же утверждение других нормативно-правовых актов, влияющих на ценообразование в том или ином сегменте. Первый механизм регулирования применяется в отношении предприятий, владельцем которых является государство. Второй начинает «работать» в тех случаях, когда фирма принадлежит преимущественно частным лицам или иностранным компаниям.

Значимый аспект государственного регулирования естественных монополий - правоприменительная практика. Важно не только содержание НПА, издаваемых органами власти, но также и реализация их положений в условиях рынка. Практическая необходимость вмешательства государства в сферу естественных монополий может быть обусловлена разными причинами.

Например, работа предприятий соответствующего типа может перестать удовлетворять объективным критериям конкурентоспособности, когда выпускаемая им продукция начинает уступать в качестве зарубежной, вследствие чего её всё труднее становится продавать за рубежом. Следовательно, снижается валютная выручка государства, уменьшаются поступления в бюджет. Государство может быть заинтересовано в скорейшем стимулировании необходимой модернизации производства своих монополий или тех, которые принадлежат частным лицам, в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.

Помощь монополиям от государства

Активность компетентных органов власти в части регулирования деятельности монополий может быть связана с необходимостью защиты национального рынка от развёртывания, в свою очередь, зарубежных монополий. Соответствующего типа бизнесы в других странах, как и в России, могут иметь большие финансовые возможности, иметь доступ к уникальным ресурсам, позволяющим обеспечивать присутствие на большом количестве национальных рынков.

В некоторых случаях государство напрямую содействует решению возможных сложностей в функционировании бизнес-модели естественных монополий. Это может быть выражено, к примеру, в предоставлении компаниям соответствующего типа кредитов в первоочередном порядке и на льготных условиях с высокой вероятностью последующего списания их части. Помощь государства фирмам, о которых идёт речь, может выражаться в поддержке их активностей за рубежом, поскольку субъекты естественных монополий часто работают с международными рынками и их устойчивость во многом зависит от уровня спроса в зарубежных странах.


Предприятия рассматриваемого типа могут иметь доступ к уникальным технологиям и даже разрабатывать их, имея в наличии достаточные объёмы капиталов. Поэтому в ряде случаев государство может быть заинтересовано не только в финансовой устойчивости фирм соответствующего типа, но также и в том, чтобы та или иная естественная монополия продолжала быть единственным или одним из немногих субъектов, обладающих редкой технологией. Это обстоятельство может положительным образом сказаться на конкурентоспособности экономики страны, положении дел в иных отраслях, в которых соответствующая технология может быть задействована.

Отметим, что для государства может быть существенно более предпочтительным лидерство компаний, зарегистрированных в нём, а не зарубежных в том или ином сегменте. Это связано, прежде всего, с тем, что выручка от бизнеса фирмы, имеющей прописку в конкретной стране, с высокой вероятностью будет оставаться в ней же. Это, в свою очередь, способствует общей капитализации экономики. Зарубежные фирмы часто стремятся как можно более оперативно выводить выручку за пределы государства, хотя даже при этом могут перечислять существенные объёмы налоговых платежей в бюджет страны, в которой работают.

Резюме

Итак, естественные монополии в России являются значительной частью национального хозяйства. Во многом это обусловлено тем, что крупнейшие предприятия соответствующего типа были основаны в СССР в условиях отсутствия рыночной конкуренции, изначально имели лидирующее положение на рынке и доступ к тем ресурсам, которые были недоступны потенциальным конкурентам. РЖД, «Почта России», «Газпром» - каждая из этих корпораций, основанных в СССР, может быть рассмотрена как естественная монополия. Примеры фирм соответствующего типа, безусловно, есть и во многих других отраслях. Естественные монополии - субъекты бизнеса, которые являются крупнейшими налогоплательщиками и работодателями. Поэтому государство заинтересовано в стабильности их работы и в меру возможностей содействует этому. Вместе с тем в ряде случаев власти могут осуществлять вмешательство в деятельность естественных монополий в силу необходимости модернизации того или иного сегмента рынка.


Предприятия, о которых идёт речь, с одной стороны, являются мощной опорой экономики, поскольку аккумулируют в себе значительные объёмы капиталов, обладают способностью инвестировать в различные инновационные производства и становиться конкурентоспособными на международной арене. А это способствует повышению инвестиционной привлекательности национального хозяйства страны в целом. С другой стороны, отсутствие конкуренций в тех сегментах рынка, в которых естественные монополии ведут деятельность, может привести к формированию консервативных приоритетов у менеджеров соответствующих бизнесов, как следствие - к противоположному результату, когда конкурентоспособность продукции снижается. Поэтому властям страны важно осуществлять мониторинг тех процессов, что происходят в сфере естественных монополий, и содействовать их эффективному развитию, соблюдая баланс между интересами государства и частных инвесторов.

Как отмечалось в начале этой главы, одной из причин появления и существования монополии является наличие столь значительной экономии от масштаба производства, что возможно присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль. В этом случае говорят о естественной монополии. Естественная монополия существует, когда экономия от масштаба позволяет одному предприятию удовлетво-рить весь рыночный спрос без (до) того, чтобы (как) отдача от масштаба стала снижаться.16 Такого типа монополию называют естественной потому, что в этом случае входные барьеры зиж- дятся на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или правительственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях в этом случае нецелесообразно, оно привело бы к росту затрат. Рассмотрим городской водопровод. Проложив параллельно друг другу две системы труб, можно добиться того, что рядом стоящие дома и даже соседние квартиры в одном доме по выбору жильцов могут быть подключены к любой из двух водоснаб- жающих компаний. Конкуренция стала возможной, но ценою значительного удорожания каждого литра воды, доставленного потребителю. Очевидно, что намного дешевле иметь одну водопроводную систему. Другими примерами естественных монополий являются электрические сети, трубопроводный транспорт (например, природного газа, нефти), проводная телефонная связь, централизованное теплоснабжение, городская канализация, кабельное телевидение. Ситуация естественной монополии представлена на рис. 10.21. Здесь LAC и LMC - кривые средних и предельных затрат длительного периода, D - кривая спроса, MR - соответствующая ей кривая предельной выручки. Оптимальный выпуск и цена (Qj, f\) определяются, как обычно, пересечением 16 Таково традиционное определение естественной монополии. Ее современное определение шире, оно охватывает как однопродуктовую, так и многопродуктовую естественную монополию. В основе его лежит понятие субаддитивности затрат, означающее, что производство различных продуктов вместе де шевле их производства порознь, т. е. ?tc(9i)>TC(?9i), 1=1 1=1 где при которой экономическая прибыль монополиста будет нулевой. В этом случае необходимость в дотации отпадает, но, поскольку Р2 >MC(Q2), выпускаемой монополистом продукции вновь оказывается «слишком мало» (по сравнению с Q3). Такое решение называют вторично-оптимальной (англ. second-best) политикой установления цен на продукцию естественных монополий, наиболее известным примером которой для многопродуктовой естественной монополии является ценообразование по Рамсею (см. раздел 10.9.2). Другим решением проблемы естественной монополии является принятие государством (или муниципалитетом) на себя обязанности предоставлять соответствующий вид услуг. В этом случае государственная (муниципальная) компания может получать субсидии из государственного (местного) бюджета. Такова практика, например, в сфере городского общественного транспорта. Однако нужно помнить, что само субсидирование является источником неэффективности, так как требующееся для этого налогообложение вносит искажения в систему конкурентных цен. Кроме того, чаще всего трудно выяснить, покрывает ли субсидия высокие постоянные затраты естественной монополии или также и неэффективность ее технологии и управления. Как легко видеть из рис. 10.21, попадет ли предприятие в число естественных монополий, зависит от взаимного расположения двух кривых: средних затрат и спроса. Другими словами, вопрос решается в зависимости от соотношения между минимально эффективным масштабом производства (MES) и масштабом спроса. С течением времени научно-технический прогресс может изменить положение кривой средних затрат, а рост численности населения, либерализация внешней торговли, удешевление транспорта и масса других факторов могут изменить положение кривой спроса на данный продукт (услугу). Так отрасль может перестать быть естественной монополией. Рис. 10.22. Временная естественная монополия (а) и перемены, делающие возможной конкуренцию (б, в). На рис. 10.22, а показана начальная ситуация, когда отрасль является естественной монополией. На рис. 10.22, б технологические изменения существенно уменьшили минимально эффективный размер предприятия, хотя спрос не изменился. Относительная емкость рынка стала достаточно велика, чтобы дать место нескольким предприятиям. Рис. 10.22, в показывает ситуацию, когда изменения затронули не технологию, а спрос. Разумеется, возможна также любая комбинация названных изменений. История телефонной связи являет пример того, как естественная монополия перестает быть таковой. Для даль- ней телефонной связи между Нью-Йорком и Филадельфией в 40-е гг. было необходимо всего 800 линий связи. При такой требуемой мощности удельные затраты на одну линию связи существенно понижались с увеличением их числа, что создавало ситуацию естественной монополии. К концу 60-х гг. количество линий связи выросло до 79 ООО. Теперь несколько аналогичных предприятий могли работать в отрасли без того, чтобы произошло удорожание единицы услуги. Кривая средних затрат отрасли становилась при таком объеме услуг горизонтальной прямой. На рынке услуг городского телефона революцию произвело появление систем радиотелефонной связи. Теперь в крупных городах могут эффективно работать по нескольку фирм- операторов, предоставляющих услуги (мобильной) телефонной сети потребителям. Рассмотрим немного подробнее практику регулирования цен естественных монополий специальными органами на примере электроэнергетики. В электроэнергетике России образованы акционерные общества (субъекты частного права) и специальные органы регулирования: Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) и региональные энергетические комиссии (РЭК),1в так что в этом отношении ситуация напоминает американскую. Уровень тарифов на электроэнергию в России и США калькулируется на первый взгляд похожим образом: «затраты плюс прибыль». Однако общие черты в методах ценообразования на этом заканчиваются. Принципиальные различия касаются прежде всего определения величины прибыли в составе тарифа. Наиболее распространенный в США метод установления величины прибыли в регулируемой цене состоит в следующем. Сначала определяется тарифная база, которая измеряет величину капитала, используемого компанией для осуществления регулируемых видов деятельности. Затем устанавливается «разумная и справедливая» норма прибыли на капитал. Такая норма прибыли равна стоимости привлечения капитала (его альтернативным затратам). Разумная норма прибыли, которую регулирующий орган разрешает регулируемой компании, устанавливается на уровне нормы прибыли, существующей в конкурентных отраслях со сходным хозяйственным риском. Дозволенная норма прибыли должна быть достаточна, чтобы удерживать капитал в данном применении. Так, если у компании 60 % используемого капитала составляет акционерный капитал (а разумный уровень дивидендов 15 %) и 40 % - заемный капитал (8 % по облигациям), то разумная норма прибыли составит 0.6 15 % + 0.4 8 % = 12.2 % . Регулируемая цена равна текущим затратам производства плюс прибыль, исчисленная по ставке разумной нормы прибыли, примененной к установленной тарифной базе. Важно подчеркнуть, что отдельные элементы капитала (активы) включаются в тарифную базу, на которую может быть начислена прибыль, лишь при условии, что они признаны регулирующим органом «используемыми и полезными». Не включаются в тарифную базу строящиеся объекты до ввода их в эксплуатацию. Лишь некоторые комиссии в США включают в тарифную базу строящиеся объекты при их 70 % -ной готовности, когда есть уверенность в успешном завершении строитель-ства и вводе их в эксплуатацию. В российской практике «потребность в прибыли» определяется как сумма прибыли, требующаяся прежде всего для осуществления планируемых производственных капиталовложений, финансирования социальной сферы предприятий, выпла-ты налогов. Таким образом, принципиальное различие между отечественной и зарубежной практикой учета капиталовложений при ценообразовании заключается в том, что в мировой практике в цене продукции учитывается стоимость привлечения действующего капитала (процент на капитал), а в нашей практике в цене учитывается полная величина предстоящих капиталовложений. В США регулирующие комиссии определяют, какие затраты они разрешают включать в стоимость услуг регулируемых компаний, в том числе какие из них прямо учитываются как текущие расходы и, следовательно, включаются в годовую величину требующейся (англ. target) выручки доллар за доллар, а какие капитализируются и, следовательно, входят в стоимость услуг в форме годовых начислений амортизации и отдачи на неамортизированную часть капитала. Поскольку отказ учесть определенные расходы, после того как они фактически осуществлены, может чрезмерно умень-шить отдачу на капитал компаний и подорвать их способность привлекать инвестиции, комиссии обычно настаивают на своих полномочиях контролировать расходы компаний заблаго-временно, надзирая за их сметами и вынося по ним решения. Компания должна получить у регулирующего органа сертификат на свой проект капиталовложений, если желает, чтобы в дальнейшем созданные активы принимались в расчет при установлении тарифов. Причем требование сертификации капиталовложений не зависит от источников их финансирования. В электроэнергетике США лишь около трети капиталовложений осуществляется за счет внутренних источников (амортизационных отчислений и нераспределенной части прибыли). Две трети проектов финансируется из внешних источников, т. е. за счет заимствований на рынке капитала и/или эмиссии акций. Представляется, что в условиях рыночных реформ Россия должна двигаться в этом же направлении. Поскольку комиссия регулирует прибыльность естественной монополии на основе оценки ее затрат, у последней есть прямой интерес преувеличивать затраты. Что касается амортизационных отчислений, то они строятся не на объективных Данных, а на относительно условных вычислениях. То же самое можно сказать и о стоимости привлечения капитала, т. е. о требующейся отдаче на вложенный капитал, которая также Должна быть включена в затраты производства, - здесь есть простор для оценочных суждений. Очевидно, что у регулируемой компании появляется заинтересованность в преувеличении данных о валовой стоимости использования капитала - амортизация плюс требуемая отдача от капиталовложений. Наконец, компания может быть заинтересована действительно иметь затраты более высокие, чем это в интересах потребителей, коль скоро разрешается включать эти затраты в регулируемую цену. Ясно, что эффективное регулирование естественных монополий предполагает контроль за их эксплуатационными и ка-питальными расходами на основе детального, день за днем, сделка за сделкой, изучения каждого аспекта деятельности компании. Рассмотрим поэтому еще один вариант регулирования есте-ственной монополии. Он предполагает инициирование органами власти конкуренции за рынок там, где конкуренция внутри рынка невозможна или обременительна из-за наличия существенной экономии от масштаба. Регулирующий орган проводит аукцион и предоставляет на определенное время право обслуживать (англ. franchise) рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в доход бюджета наибольшую сумму. Такой тип конкуренции за рынок иногда называют конкуренцией по Демзетцу, имея в виду американского экономиста, впервые описавшего ее. В этом случае объем выпуска, вероятно, составит Q1 при цене Рх (рис. 10.21), однако часть получаемой монополистом прибыли будет перечислена в бюджет как плата за право обслуживать рынок. При прочих равных условиях чем большим будет число конкурирующих за это право предприятий, тем большая часть прибыли может быть изъята в бюджет. Недостаток такого способа регулирования естественной монополии - «слишком малый» объем продукции. Примером конкуренции за рынок может, например, стать создание в Санкт-Петербурге альтернативных служб, занимающихся эксплуатацией и ремонтом жилищного фонда. Первый конкурс за право осуществлять такие услуги, в котором приняли участие 24 фирмы, был проведен в 1996 г. Возникающая угроза замещения будет стимулировать работу муниципальных служб. Во всяком случае, так полагают инициаторы конкурса.