Бюджеты государственных внебюджетных фондов. Средства государственных внебюджетных фондов

  • II. Форма кривой зависит от того, в каком состоянии находится экономика.
  • 3 Отрезка as дает 3 ситуации для рассмотрения.
  • 1) Пересечение as и ad на восходящем отрезке as.
  • 2) Пересечение ad и as на горизонтальном отрезке as.
  • 3)Пересечение на вертикальном отрезке as
  • 18. Безработица как макроэкономическая проблема
  • 3 Основные причины безработицы:
  • 1. Фрикционная.
  • 2.Структурная.
  • 3. Естественная.
  • 4. Циклическая.
  • 19. Инфляция как макроэкономическая проблема
  • 20. Экономический рост
  • 1. Загрязнение окружающей среды.
  • 2. Неоклассическая модель экономического роста Солоу.
  • 1. Социально-экономическая сущность финансов и их роль в системе экономических отношений рыночного хозяйства.
  • 2. Структура и содержание системы управления финансами.
  • 3. Государственные и муниципальные финансы в финансовой системе страны.
  • 4. Доходы и расходы бюджетной системы страны.
  • 1) Налоговые и неналоговые доходы (кодекс):
  • 2) Безвозмездные поступления:
  • 5. Бюджетный процесс в рф.
  • 6. Сбалансированность бюджетов и способы ее достижения.
  • 7. Государственные внебюджетные и суверенные фонды в бюджетной системе рф.
  • 8. Страхование и его роль в построении финансовых отношений.
  • 9. Особенности финансовой деятельности коммерческих и некоммерческих организаций
  • 10. Финансы домашних хозяйств: сущность, функции и содержание
  • 11. Денежная система: сущность и эволюция. Денежная система современной России.
  • 12. Сущность, принципы и формы кредита. Роль кредита в рыночной экономике.
  • 15. Центральный банк как мегарегулятор финансового рынка.
  • 16. Организационные основы деятельности коммерческого банка в России.
  • 1 Группа: нормативы капитала банка
  • 2 Группа – нормативы, связанные с ликвидностью ко.
  • 3 Группа – нормативы, характеризующие кредитную деятельность
  • 4 Группа – прочие нормативы
  • 17. Пассивные операции коммерческого банка.
  • 18. Активные операции коммерческого банка.
  • 19. Платежная система и ее роль в современной экономике.
  • 20. Валютная система и ее роль в современной экономике.
  • Бреттон-Вудская валютная система 1944 г.
  • Европейская валютная система 1979г.
  • 1. Финансовый менеджмент в системе управления организациями: содержание и внешняя среда реализации.
  • I.Как управляющей системы:
  • II. Как области управления предприятием:
  • 2. Базовые концепции финансового менеджмента.
  • 3. Методологические основы принятия управленческих решений: качественные и количественные подходы. Влияние инфляции на финансово-хозяйственную деятельность.
  • 4. Информационное обеспечение финансового менеджмента.
  • 5. Денежные потоки и методы их оценки.
  • Сравнение методов анализа движения денежных средств.
  • 6. Финансовые активы. Риск и доходность финансовых активов.
  • 7. Управление инвестициями. Инвестиционная политика предприятия
  • 8. Инвестиционные проекты и формирование бюджета капиталовложений.
  • II группа – критерии основанные на учетных оценках, т.Е. Не учитывают фактор времени:pp,arr.
  • 9. Управление капиталом: цена, структура, леверидж.
  • 3 Основные подхода к сущности понятия «капитал»
  • 1) Экономический
  • 2) Бухгалтерский
  • 3) Учетно-аналитический
  • 1)Традиционный подход. – минимум wacc
  • 2)Модильяни-Миллер
  • 3)Концепция иерархии.
  • 1. Анализ капитала предприятия.
  • 10. Управление собственным капиталом. Роль дивидендной политики в управлении собственным капиталом.
  • I. Внутренние:
  • II. Внешние:
  • 11. Долгосрочные инструменты финансирования бизнеса.
  • 1. Внутренние инструменты
  • 1. Лизинг
  • 2.Венчурное финансирование
  • 5. Франчайзинг
  • 12. Стоимость бизнеса и методы его оценки. Управленческие решения, принимаемые на основе оценки стоимости бизнеса.
  • 4 Модели финансирования оборотного капитала.
  • 14. Управление запасами.
  • 2.1 Виды запасов по отношению к логистическим функциям
  • 2.2 Виды запасов по функциональному назначению
  • 2.3 Виды запасов по структурной роли в системе управления запасами
  • II. Модель экономичного размера партии
  • 15. Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика предприятия).
  • 1. Консервативный
  • 2. Агрессивный
  • 3. Умеренный
  • 16. Управление денежными средствами на предпритии.
  • I. Модель Баумоля (1952)
  • II. Модель Миллера-Ора (1962)
  • 17. Краткосрочные инструменты финансирования бизнеса.
  • 18. Виды и методы финансового планирования и прогнозирования. Особенности бюджетирования как управленческой технологии планирования на предприятии.
  • 19. Инвестиционный портфель. Риск и доходность портфельных инвестиций.
  • 20. Финансовая несостоятельность и банкротство предприятия. Финансовый менеджмент в условиях кризисного управления.
  • Модели прогнозирования
  • 7. Государственные внебюджетные и суверенные фонды в бюджетной системе рф.

    Необходимость формирования государственных внебюджетных фондов, их классификация по функциональному назначению и уровням управления. Роль внебюджетных фондов в экономическом и социальном развитии общества.

    Внебюджетные государственные фонды в РФ, их состав, порядок составления, представления, утверждения и исполнения. Формирование доходов государственных внебюджетных фондов РФ. Расходы государственных внебюджетных фондов РФ.

    Понятие суверенных фондов и их назначение. Подходы МВФ к классификации суверенных фондов. Источники формирования средств суверенных фондов в мировой практике. Суверенные фонды в бюджетной системе России и их особенности. Резервный фонд и направления использования его средств. Фонд национального благосостояния и его предназначение.

    Необходимость формирования государственных внебюджетных фондов, их классификация по функциональному назначению и уровням управления.

    ГВФ – система экономических отношений между государством, работодателями и населением по поводу формирования и использования централизованных в масштабе государства либо региона фонда финансовых ресурсов для реализации права граждан на государственное пенсионное и соцобеспечение, а также медицинскую помощь.

    Основными причинами образования ГВФ является необходимость:

    Социальной защиты населения в условиях спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;

    Целевого использования средств этих фондов;

    Оперативного решения социальных проблем.

    Классификация:

    1) по функциональному назначению:

    - социальные:

      Пенсионный фондРФ

      Фонд социального страхованияРФ

      Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

    - общеэкономические: создавались федеральными, региональными или местными органами власти для решения конкретных задач (дорожный фонд, экологический и др.) [сейчас упразднены]

    2) по уровням управления:

    Федеральные

    Региональные (территориальные)

    Региональные и местные органы государственной власти могут создавать свои внебюджетные фонды, формируемые за счет местных доходов. В частности, это могут быть:

    - фонды развития территорий; - фонды природоохранных мероприятий; - фонды социальной поддержки населения и др.

    Роль внебюджетных фондов в экономическом и социальном развитии общества.

    ГВФ – один из методов перераспределения национального дохода в пользу определенных социальных групп населения.

    Они являются материально-вещественным воплощением финансовых отношений, которые складываются у государства, его федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу обеспечения социальной, экономической и других видов защиты общества в целом и каждого из его граждан, улучшения социально-экономической среды обитания.

    Основное назначение внебюджетных фондов – обязательное страхование, которое представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения граждан и наступления социальных страховых рисков

    Внебюджетные государственные фонды в РФ, их состав, порядок составления, представления, утверждения и исполнения.

    В состав бюджетов ГВФ входят бюджеты ГВФ РФ и бюджеты территориальных ГВФ.

    Проекты бюджетов ГВФ РФ составляются органами управления соответствующих фондов на очередной финансовый год и плановый период и представляются в федеральный органисполнительной власти для внесения в Правительство РФ.

    Бюджеты ГВФ РФ по представлению Правительства РФ принимаются в форме ФЗ не позднее принятия ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

    Проекты бюджетов ГВФ РФ на очередной финансовый год и плановый период должны содержать показатели доходов и расходов.

    В Государственной Думе проекты бюджетов ГВФ РФ в течение 3-х дней направляются Советом Государственной Думы в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

    На пленарном заседании Государственной Думы проекты ФЗ о бюджетах ГВФ РФ должны быть рассмотрены в 1-ом чтении до рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во 2-ом чтении.

    Предметом рассмотрения проектов ФЗ о бюджетах ГВФ РФ в 1-ом чтении являются основные характеристики бюджетов, к которым относятся:

    1) прогнозируемый общий объем доходов с указанием поступлений из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    2) общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;

    3) предельный объем дефицита (профицита) бюджета ГВФ РФ и (или) источники его финансирования;

    Предметом рассмотрения проектов федеральных законов о бюджетах ГВФ РФ во 2-ом чтении являются:

    1) распределение расходов;

    2) текстовые статьи проектов федеральных законов о бюджетах ГВФ РФ на очередной финансовый год и плановый период.

    При рассмотрении в 3-ем чтении проекты ФЗ о бюджетах ГВФ РФ на очередной финансовый год и плановый период принимаются в целом.

    Принятые Государственной Думой ФЗ о бюджетах ГВФ РФ на очередной финансовый год и плановый период в течение 5 дней со дня их принятия передаются на рассмотрение в Совет Федерации.

    Проекты бюджетов территориальных ГВФ представляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ одновременно с проектами законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ и утверждаются в форме законов субъектов РФ не позднее принятия законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ.

    Бюджеты ГВФ РФ принимаются в форме ФЗ, а бюджеты территориальных ГВФ – в форме законов субъектов РФ.

    Формирование доходов государственных внебюджетных фондов РФ.

      страховые взносы на обязательное (пенсионное, социальное, медицинское) страхование;

      недоимки, пени и штрафы по взносам в соответствующие Фонды;

      доходы от размещения временно свободных средств Фондов;

      межбюджетные трансферты из федерального бюджета;

      прочие поступления (добровольные взносы, доходы от использования имущества Фонда, от продажи материальных и нематериальных активов и др.).

    Расходы государственных внебюджетных фондов РФ, их целевое назначение.

    Расходы ПФР:

    1) Общегосударственные вопросы 2) Образование 3) Социальная политика (выплата пенсий, пособий по уходу за ребенком старше 1,5 лет, оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и др.) 4) Прикладные научные исследования в области соцполитики и др. вопросы соцполитики

    Расходы ФСС:

        выплата пособий по временной нетрудоспособности;

        санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей;

        финансирование научно-исследовательских работ по охране труда;

        страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

        возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;

        расходы на содержание самих учреждений Фонда и др.

    Расходы ФОМС:

      финансирование целевых программ по здравоохранению;

      финансирование профессиональной подготовки и переподготовки кадров;

      создание нормированного страхового запаса (на случай возникновения критической ситуации с финансированием программ обязательного медицинского страхования);

      международное сотрудничество по вопросам обязательного медицинского страхования;

      финансирование научных исследований в области медицины;

      развитие материально-технической базы здравоохранения;

      выравнивание уровней медицинского обслуживания в территориальном аспекте;

    Системы кассового исполнения бюджетов: банковская, казначейская, смешанная.

    Схема исполнения бюджета – совокупность отношений, возникающих между участниками исполнения бюджета в связи с исполнением бюджета по доходам, по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета.

    Можно выделить 3 основные схемы:

      Банковская

      Смешанная

      Казначейская

      Банковская схема имеет следующие основные черты:

    Зачисление, учет и распределение доходов осуществляется Госбанком, являющимся монополистом по обслуживанию счетов бюджетов и бюджетных учреждений;

    Для учета доходов бюджета в учреждениях Госбанка открываются счета бюджетных учреждений, в результате чего зачисление доходов в бюджет происходит не на один, а на несколько счетов;

    Отражение и учет расходов бюджета, бюджетных учреждений осуществляется исключительно Госбанком.

    Смешанная (сочетает признаки банковской схемы + казначейской) и имеет след. черты:

    Обслуживание бюджета осуществляется неограниченным количеством банков => бюджетные учреждения получили право открывать счета в любом банке;

    Счета для поступления доходов контролируются Госбанком и Федеральным Казначейством совместно;

    Отчет об исполнении бюджета готовит Госбанк.

      Казначейская (противоположность банк. схеме) – отличительная черта: основная функция по исполнению бюджета (учет поступлений и выбытий) возложена на Федеральное Казначейство (ФК):

    Доходы бюджета зачисляются на единый счет;

    Бюджетные учреждения НЕ имеют право открывать счета в банках;

    Управление р/с бюджета осуществляется исключительно Казначейством;

    Отчет об исполнении бюджета готовит ФК.

    Основы исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

    БК РФ (ст. 215) Исполнение федерального бюджета и бюджетов ГВФ РФ, бюджета субъекта РФ и бюджета территориального ГВФ, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

    Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

    Основной принцип кассового исполнения бюджета – единство кассы , т.е. все полученные доходы и произведенные расходы должны отражаться на едином счете.

    ЛЕКЦИЯ: в действующем законодательстве отсутствует понятие «исполнение бюджета»: выделяют 2 подхода, раскрывающих сущность организации исполнения бюджета:

      ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ:

    Исполнение бюджета – это совокупность 3 функций:

    А) обеспечение исполнения бюджета (этим занимаются высшие исполнительные органы – Правительство РФ, Администрации регионов и муниципальных образований);

    Б) организация исполнения бюджета (осуществляет финансовый орган)

    В) кассовое обслуживание исполнения бюджета (осуществляют органы Федерального Казначейства).

      КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ: исполнение бюджета это совокупность:

    А) исполнение операций по доходам (осуществляют Главные Администраторы доходов (ГАДы) и Администраторы доходов. Основной ГАД - ФНС)

    Б) исполнение бюджета по расходам (исполняют ГРБС (главные распорядители бюджетных средств), РБС (распорядители бюджетных средств) и ПБС (получатели бюджетных средств).

    В) исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета (осуществляет Главные Администраторы источников финансирования дефицита бюджета и Администраторы источников финансирования дефицита бюджета).

    Кассовое обслуживание исполнения бюджетов в РФ

    возложено на органы ФК.

    В ст. 6 БК РФ кассовое обслуживание – проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

    Под осуществлением кассового обслуживания исполнения бюджета понимается выполнение функций именно кассира публично-правового образования, на счета которого (кассира) поступают денежные средства и который производит операции по расходованию этих средств только от имени и по поручению финансового органа и обеспечивает:

      распределение доходов по уровням бюджетной системы;

      перерасчеты между бюджетами;

      исполнение и проверка платежных поручений с единого счета бюджета;

      консолидацию информации об исполнении нижестоящих бюджетов на территории субъекта РФ и формирование отчетности в рамках действующего законодательства и др.

    Сводная бюджетная роспись. Кассовый план.

    Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

    Сводная бюджетная роспись - оперативный документ, отражающий распределение доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета в разрезе показателей бюджетной классификации.

    Порядок составления и утверждения сводной бюджетной росписи федерального бюджета (аналогичный порядок предусмотрен и для составления и исполнения росписи территориальных бюджетов) следующий: на основе утвержденного Правительством РФ поквартального распределения доходов, расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета Минфин РФ доводит до федеральных органов исполнительной власти и иных получателей средств поквартальное распределение расходов федерального бюджета в структуре функциональных и ведомственных классификаций расходов бюджетов РФ.

    Главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) доводят распределение установленных для них объемов до организаций, находящихся в их ведении, и согласовывают с этими организациями полученные от них возвратные объемы распределения расходов в структуре функциональных и экономических классификаций расходов бюджетов РФ (возвратные лимиты ассигнований).

    На основе возвратных лимитов ассигнований ГРБС формируют сводные возвратные лимиты ассигнований в структуре функциональных и экономических классификаций расходов бюджетов РФ и представляют их в Минфин России для формирования сводной бюджетной росписи.

    Кассовый план – это прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.

    Кассовый план составляет и ведет финансовый орган или уполномоченный орган исполнительной власти (местной администрации).

    Исполнение бюджетов по доходам.

    Кассовое исполнение бюджета по доходам предусматривает:

      перечисление и зачисление доходов на счет соответствующего бюджета;

      распределение доходов между бюджетами [на основе таких документов как БК РФ, ФЗ О бюджете РФ, субъекта, решении МО, ФЗ субъектов РФ об установлении единых нормативов МО]

      возврат излишне уплаченных сумм доходов;

      учет доходов и отчетность о доходах в соответствии с бюджетной классификацией.

    Также зачислению в бюджет подлежат невыясненные (неклассифицируемые) поступления (это поступления, в которых отсутствует ОКАТО, неверно записаны ИНН/КПП, поступления, по которым отсутствует расчетный документ).

    Исполнение бюджетов по расходам.

    Суть: учет и ведение выбытий средств бюджета, а также операций по лицевым счетам.

    Основные операции исполнения бюджета по расходам:

      Доведение объемов финансирования (объем фин-ия – это предел средств, который может потратить соответствующий бюджет)

      Ведение лимитов по лицевым счетам

      Составление и контроль за платежными документами

    Сейчас нормативно-правовая база сформировала 2 подхода орг. исп. бюджета по расходам:

        С ОТКРЫТИЕМ ЛИЦЕВОГО СЧЕТА ТОЛЬКО ФИНАНСОВОМУ ОРГАНУ;

        С ОТКРЫТИЕМ ЛИЦЕВОГО СЧЕТА ФИНАНСОВОМУ ОРГАНУ И ПОЛУЧАТЕЛЮ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ (ПБС):

        1. C доведением объемов финансирования до ПБС

          C доведением объемов фин-ия и лимитов бюджетных обязательств до ПБС

          C доведением объемов финансирования, лимитов бюджетных обязательств и источников финансирования расходов до ПБС

    Бюджетная роспись. - документ, который составляется и ведется ГРБС в соответствии с БК РФ в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета).

    Бюджетная роспись устанавливает распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляется в соответствии с бюджетной классификацией.

    Лицевые счета для учета операций по исполнению бюджета. (ст.220)

    Учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на л/с, открываемых в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (МО).

    Л/с, открываемые в ФК, открываются и ведутся в порядке, установленном ФК.

    Л/с, открываемые в финансовом органе субъекта РФ (МО), открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта РФ (МО).

    Бюджетная смета. - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетовлимиты бюджетных обязательствбюджетного учреждения.

    Бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном ГРБС, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов РФ.

    Бюджетная смета бюджетного учреждения, являющегося ГРБС, утверждается руководителем ГРБС.

    Утвержденные показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения.

    Показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

    Использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете. (ст. 232 БК РФ)

    Доходы, фактически полученные при исполнении федерального бюджета (субъекта РФ) сверх утвержденного ФЗ-ом о федеральном (местном) бюджете на текущий финансовый год и плановый период общего объема доходов (без учета нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), могут направляться Министерством финансов РФ без внесения изменений в ФЗ о федеральном (местном) бюджете на текущий финансовый год и плановый период на:

    Замещение государственных заимствований;

    Погашение государственного (мун.) долга РФ;

    Исполнение публичных нормативных обязательств РФ в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований.

    Субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, не использованные на начало текущего финансового года, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете доходов, направляются на увеличение расходов бюджета соответственно целям предоставления субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов с внесением изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год.

    Сувере́нный фонд - государственный инвестиционный фонд, финансовые активы которого включают акции, облигации, имущество, драгоценные металлы и другие финансовые инструменты.

    Некоторые суверенные фонды принадлежат центральным банкам, которые аккумулируют валютную наличность в процессе управления национальной банковской системой; такие фонды обычно имеют высокую экономическую и фискальную значимость. Другие суверенные фонды просто представляют собой государственные сбережения, которые инвестируются в различные компании с целью получения инвестиционного дохода, и не играют существенной роли в фискальном управлении.

    Суверенные фонды могут инвестировать в иностранные депозиты, золото, SDR, резервную позицию в МВФ, или в такие резервные валюты как доллар, евро или иена. Суверенные фонды могут быть зарегистрированы как инвестиционные компании, государственные пенсионные фонды, суверенные нефтяные фонды и т. д.

    Были попытки отделить суверенные фонды от золотовалютных резервов центральных банков. Суверенные фонды отличаются долгосрочным характером инвестиций, тогда как золотовалютные резервы используются для краткосрочной стабилизации курса национальной валюты и управления ликвидностью. Многие центральные банки в последние годы накопили огромные ЗВР, превышающие уровни, необходимые для поддерживания ликвидности и курса валюты. Более того, многие ЗВР диверсифицируются в активы, отличные от краткосрочных депозитов и иностранной наличности, например, в акции и деривативы разных видов.

    В мировой практике существуют различные определения СФ (Суверенный фонд, Sovereign Fund (SF)). Среди них:1. СФ - это фонд, который находится в собственности и под контролем государства и инвестиционные стратегии которого включают покупку иностранных активов; 2. СФ - это финансовый инструмент, находящийся в собственности государства, которое аккумулирует, управляет и распоряжается общественными средствами, инвестируя в широкий круг активов различного типа. Суверенный фонд – это фонд, контрольным пакетом которого владеет какое- либо государство. Суверенный фонд, как правило, образуется в случае высокого торгового профицита при экспортных операциях того или иного государства. Чаще всего, это экспорт природных ресурсов (нефти, газа) и других (промышленных) товаров.

    Подходы МВФ к классификации суверенных фондов:

    Стабилизационные фонды - это часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

    Фонды будущих поколений – формируется также, на здравоохранение, образование, расходуется, когда есть соответствующая цель.

    Фонды развития – как экономический фонд, на развитие экономики (дороги, предприятия, гос.инвестиции) , осн. цель – получение дохода. В РФ такого нет.

    Общество размещения официальных резервов – функционирование данных фондов – текущее вложение средств в финансовые активы.

    Резервные фонды – на покрытие определенных расходов (чрезвычайных).

    В России решение о формировании стабилизационного фонда было продиктовано необходимостью гарантий исполнения бюджетных обязательств и снижения инфляционного давления, связанного с высокими ценами на энергоносители на мировых рынках. В России формирование суверенных фондов фактически выступало в недавнем прошлом дополнительным инструментом долгосрочной стерилизации (т.е.изъятия «излишней» денежной массы в экономике) в дополнение к краткосрочным и среднесрочным инструментам ЦБРФ.

    Многие страны (включая Россию), в настоящее время инвестируют средства стабилизационных фондов, фондов национального благосостояния, государственных пенсионных фондов в иностранные активы с целью минимизации рисков.

    Размещение средств суверенных фондов Российской Федерации в иностранные активы, в т.ч. государственные ценные бумаги (принимая во внимание низкую доходность этих вложений) можно оценить как недостаточно эффективное с позиций воспроизводственного процесса и стимулирования роста и развития национальной экономики.

    Источники формирования средств суверенных фондов в мировой практике

    указанные фонды создаются как резервы центрального правительства в виде финансовых активов, формируемые за счет обязательных налоговых и иных видов отчислений в государственный бюджет, накопление которых 2 осуществляется в целях поддержания макроэкономической стабильности и обеспечения устойчивого экономического развития. Некоторые страны, такие как Китай, Кувейт, Сингапур, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, создали суверенные (резервные) фонды как специализированные государственные инвестиционные корпорации, активы которых могут формироваться за счет финансирования из бюджета центрального правительства, в отдельных случаях за счет обязательных налоговых и иных видов отчислений в целях проведения этими фондами государственной инвестиционной и экономической политики. Международный опыт показывает, что в зависимости от целей экономической политики страны и устройства ее бюджетной системы суверенные (резервные) фонды могут образовываться в различных организационно-правовых формах. Так в Норвегии, Австралии, Ирландии суверенные (резервные) фонды образованы в форме пенсионных фондов. Однако, несмотря на то, что суверенные (резервные) фонды в этих странах созданы в форме пенсионных фондов, активы данных фондов являются собственностью центрального правительства, подлежат обособленному учету и учитываются в консолидированном бюджете сектора государственного управления. Активы суверенных (резервных) фондов, функционирующих в форме самостоятельных инвестиционных корпораций, как показывает практика, не включаются в консолидированный бюджет сектора государственного управления в связи с тем, что данные фонды осуществляют самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность и имеют собственный бюджет. Источниками формирования суверенных (резервных) фондов могут являться следующие виды поступлений: - определенные виды налогов и сборов от экспорта сырьевых ресурсов; - некоторые виды налогов и сборов от экспорта несырьевых товаров; - остатки средств государственного бюджета и профицита средств от международной торговли; - поступления от продажи государственных нефинансовых активов; - иные виды доходов от деятельности предприятий, активы которых принадлежат государству. Структура совокупных активов суверенных (резервных) фондов по источникам формирования: - около 57% – поступления налогов от экспорта энергетических ресурсов; - около 42% – платежи от экспорта не сырьевых товаров; - около 1% – иные виды поступлений.

    Суверенные фонды в бюджетной системе России и их особенности

    В России в 2004 году был учрежден Стабилизационный фонд. В него перечислялись государственные доходы от добычи и экспорта нефти (в части экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых) при превышении мировой цены на нефть специально определенной «цены отсечения». То есть госбюджет получает средства, как если бы цена на нефть была равна «цене отсечения», а все сверх этого идет в Стабилизационный фонд. Первоначально «цена отсечения» была установлена на уровне 20 долл. США за баррель, затем была повышена до 27 долл. США.

    Стабилизационный фонд выполнял следующие функции:

      являлся встроенным стабилизатором;

      обеспечивал дополнительную устойчивость государственным финансам;

      мог служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.

    Активами фонда напрямую распоряжалось правительство, а не Федеральное Собрание.

    С 1 февраля 2008 года Стабилизационный фонд был разделен на две части: Резервный фонд (3 069 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.). Общий объем средств, которые будут зачисляться на счет нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру валового внутреннего продукта (ВВП): на 2008 год - 6,1% ВВП, на 2009 год - 5,5%, на 2010 год - 4,5%, а после 2010 года данный объем фиксируется в размере 3,7% ВВП.

    Резервный фонд и Фонд национального благосостояния

    Резервный фонд Российской Федерации был сформирован 1 февраля 2008 года. На 1 октября 2008 года сумма резервного фонда составляла 3 559,19 млрд рублей.

    Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

    Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

    Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

    Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.

    Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта, указанного в этом федеральном законе на очередной финансовый год и плановый период.

    Если величина Резервного фонда превысит 10% ВВП, то излишние средства перечисляются в Фонд национального благосостояния.

    Резервный фонд формируется за счет:

      нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

      доходов от управления средствами Резервного фонда.

    Использование: Средства Резервного фонда могут использоваться на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и досрочное погашение государственного внешнего долга.

    Использование средств Резервного фонда на формирование нефтегазового трансферта осуществляется без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в случае недостаточности для этих целей нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших за соответствующий финансовый год. Использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации ориентировано на снижение долговой нагрузки федерального бюджета за счет незапланированных доходов федерального бюджета и экономию средств федерального бюджета за счет сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств Российской Федерации.

    Фонд национального благосостояния России (ФНБ) сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда. На 1 октября 2008 года сумма ФНБ составляла 1 228,88 млрд. рублей.

    ФНБ представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

    Фонд национального благосостояния формируется за счет:

      нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утверж-денный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае если накопленный объем средств Резерв-ного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;

      доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

    Использование: Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.

    Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации определен в Федеральном законе от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений

    Бюджет составляет основу финансовой системы государства, являясь централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования общественных потребностей.

    Основным источником правового регулирования бюджетных отношений в России является Бюджетный кодекс Российской Федерации.

    Следует различать понятия бюджета в экономическом, правовом и материальном смысле.

    Бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений, которые возникают в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств или фондов денежных средств муниципальных образований.

    Бюджет как правовая категория может быть определен как основной финансовый план государства и органов местного самоуправления, который обязательно принимается в виде соответствующего закона (решения) органами законодательной власти государства и местного самоуправления.

    В материальном смысле бюджет - это государственный централизованный фонд денежных средств.

    Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

    В составе бюджета образуются целевые бюджетные фонды.

    Целевой бюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый согласно законодательству Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению этого фонда.

    Правовая форма бюджета представляет собой способ закрепления финансового плана и придания ему юридического значения. Правовой формой федерального бюджета является федеральный закон.

    Важное значение для правового регулирования бюджетных отношений имеют конституционные положения, касающиеся определения компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Так, в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, а также федеральные фонды регионального развития (ст. 71 Конституции РФ). В Конституции РФ установлены и основы порядка рассмотрения, утверждения бюджета и контроля за его исполнением (ст. 101,104,106). В статье 132 Конституции РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

    Определяющую роль в регулировании бюджетных отношений играют федеральные законы и, прежде всего, Бюджетный кодекс РФ (БК РФ). БК РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы России, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений и т.д.

    Акты бюджетного законодательства РФ не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено БК РФ или иным федеральным законом. Закон о бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу со дня подписания. Немедленно после принятия и подписания в установленном порядке он подлежит опубликованию.

    Бюджетное устройство Российской Федерации. Бюджетным устройством принято называть организацию бюджетной системы, принципы ее построения и взаимоотношения звеньев. Бюджетное устройство определяется государственным устройством.

    Бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

    Государственный внебюджетный фонд - это форма образования и расходования денежных средств - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан.

    Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются Бюджетным кодексом и иными законами.

    Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Эти средства не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат. Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

    Пенсионный фонд РФ. Средства этого фонда расходуются на пенсионное обеспечение.

    Фонд социального страхования РФ. Средства этого фонда расходуются на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;

    Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Средства этого фонда расходуются на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

    Бюджетная система Российской Федерации основана па принципах:

    Единство бюджетной системы определяется единством правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства.

    Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы заключается в закреплении соответствующих видов доходов полностью или частично и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

    Самостоятельность бюджетов предполагает право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетную деятельность.

    Полнота отражения доходов и расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов: все доходы и расходы бюджетов и государственных внебюджетных фондов и другие обязательные поступления отражаются в бюджетах и государственных внебюджетных фондах в полном объеме.

    Сбалансированность бюджета: объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

    Общее, или совокупное, покрытие расходов: все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений от источников финансирования его дефицита.

    Гласность означает: 1) опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов; 2) открытость процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного или представительного органа государственной власти, либо между законодательным или представительным и исполнительным органами государственной власти.

    Достоверность бюджета: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

    Адресностъ и целевой характер бюджетных средств: бюджетные средства выделяются конкретным получателям бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

    Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в основной библиотеке Sci.House

    Воспользуйтесь формой поиска

    4. Бюджет и внебюджетные фонды в Российской Федерации.

    релевантные научные источники:

    • Ответы к экзамену по муниципальному праву России

      | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.11 Мб

      1. Правовой статус главы муниципального образования 2. Статус депутата представительного органа местного само­управления 3. Конституционно-правовая основа местного самоуправления 4. Правовые акты

    • Финансовое право России

      | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.52 Мб

      Список вопросов Понятие финансового права. Роль и место финансового права в системе российского права. Понятие финансов, их возникновение. Функции финансов. Финансовая деятельность государства,

    • Экзаменационные ответы на вопросы по Финансовому праву

      | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.37 Мб

      Понятие финансов и их функции. 2 Финансовая система Российской Федерации и ее структура 3 Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, роль, особенности и методы 4 и 5

    • Бюджетная система Украины

      | Шпаргалка | | Украина | docx | 0.05 Мб

      1.Сущность и роль бюджета. Функции бюджета. 2. Бюджет как финансовый план, состав и структура его доходов и расходов. З.Принцшш бюджетного планирования. Основы организации бюджетного планирования

    • Билеты с ответами по бухгалтерскому учету

      | Ответы к зачету/экзамену | | Россия | docx | 0.34 Мб

    398.Источником формирования доходов государственных внебюджетных фондов являются:

    Только страховые взносы юридических лиц

    - единый социальный налог, страховые взносы

    Только взносы физических лиц

    Только бюджетные ассигнования

    399.Пенсионный фонд предназначен для:

    Материального обеспечения лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе

    - пенсионного обеспечения граждан

    400.Фонд социального страхования РФ предназначен для:

    - материального обеспечения лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе

    Обеспечения прав граждан на медицинскую помощь

    Помощи безработным гражданам

    401.Выплата пособий по временной нетрудоспособности по истечении двух дней производится за счет средств:

    Пенсионного Фонда РФ

    Фонда обязательного медицинского страхования

    Предприятия или организации, в которой трудится работник

    - Фонда социального страхования РФ

    402.Из Пенсионного фонда РФ финансируются выплаты:

    - социальных пенсий

    Пособий по временной нетрудоспособности работающим пенсионерам

    Денежная оплата пенсионерам медицинских услуг

    403.Из Фонда обязательного медицинского страхования финансируются:

    - оплата медицинских услуг системе лечебно-профилактических учреждений

    Денежная оплата населению медицинских услуг

    Пособия по беременности и родам

    404.Из Фонда социального страхования РФ финансируются:

    - пособия по временной нетрудоспособности

    Пособия по безработице

    Социальная пенсия

    405.Государственные внебюджетные фонды:

    Входят в пенсионную систему РФ

    406.Пенсионный фонд РФ – это:

    Целевой бюджетный фонд

    Фонд социального страхования

    - государственный внебюджетный фонд

    Целевой бюджетный фонд

    Территориальный внебюджетный фонд

    - государственный внебюджетный фонд

    Целевой бюджетный фонд

    Территориальный внебюджетный фонд

    407.Средства государственных внебюджетных фондов находятся в:

    Федеральной и региональной собственности

    Федеральной, региональной и муниципальной собственности

    - федеральной собственности

    408.Средства государственных внебюджетных фондов:

    - не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ

    Входят в состав федерального бюджета

    Входят в состав федерального и регионального бюджета

    409.Государственный внебюджетный фонд - это:

    Фонд денежных средств, образуемый в федеральном бюджете

    Фонд денежных средств, образуемый в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ

    - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации

    410.Бюджеты государственных внебюджетных фондов:

    - входят в бюджетную систему РФ

    Не входят в бюджетную систему РФ

    Являются самостоятельным уровнем бюджетной системы РФ

    411.В фонд социального страхования зачисляется:

    - 2,9% единого социального налога

    2,0% единого социального налога

    412.В федеральный фонд обязательного медицинского страхования зачисляется:

    1,0% единого социального налога

    1,5% единого социального налога

    - 1,1% единого социального налога

    413.В территориальный фонд медицинского страхования зачисляется:

    2,6% единого социального налога

    - 2% единого социального налога

    1,2% единого социального налога

    414.Бюджет Пенсионного фонда РФ утверждается в форме:

    - федерального закона

    Нормативного правового акта

    415.Бюджет отделения пенсионного фонда РФ по РТ:

    Утверждается в форме федерального закона

    Утверждается в форме закона РТ

    - не утверждается

    Утверждается в форме постановления Правительства РФ

    416.Пенсионный фонд формируется за счет:

    Средств внебюджетных фондов

    - страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

    Средств страхователей

    Только единого социального налога

    417.Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

    Обязательных платежей, установленных законодательством РФ, добровольных взносов физических и юридических лиц

    Только добровольных взносов физических и юридических лиц

    Только обязательных платежей, установленных законодательством РФ

    418.Бюджетами территориальных государственных внебюджетных средств являются:

    Бюджеты отделений пенсионного фонда, фонда социального страхования и фонда обязательного медицинского страхования

    Бюджеты дорожного фонда, экологического фонда

    - бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования

    419.Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования:

    Утверждаются федеральным законодательством

    - утверждаются законами субъектов РФ

    Не утверждаются

    420.Кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ осуществляется:

    - федеральным казначейством

    Органами правления фондов

    Финансовыми органами

    421.Кассовое обслуживание исполнения бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов РФ осуществляется:

    - федеральным казначейством

    Органами правления фондов

    Финансовыми органами субъектов РФ

    422.Проект бюджета Пенсионного фонда РФ составляет:

    Министерство финансов РФ

    - Пенсионный фонд РФ

    423.Проект бюджета Фонда социального страхования РФ составляет:

    Министерство финансов РФ

    Министерство экономического развития РФ

    - Фонд социального страхования

    423.Проект бюджета Фонда обязательного медицинского страхования РФ составляет:

    Министерство финансов РФ

    Министерство экономического развития РФ

    - Фонд обязательного медицинского страхования

    424.Проект бюджета территориального государственного фонда обязательного медицинского страхования РФ составляет:

    Министерство финансов субъекта РФ

    Министерство экономического развития субъекта РФ

    - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

    425.Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предназначен для:

    Выравнивания финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования

    Пенсионного обеспечения граждан

    - обеспечения прав граждан на медицинскую помощь

    Помощи безработным гражданам

    426.Федеральный фонд обязательного медицинского страхования участвует в:

    - разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан

    Пенсионном обеспечении граждан

    Обеспечении прав граждан на медицинскую помощь

    Помощи безработным гражданам

    427.Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

    Части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов, ассигнований из федерального бюджета, добровольных взносов юридических и физических лиц

    Трансфертов из федерального бюджета, добровольных взносов физических лиц, части прибыли организаций

    Части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов, трансфертов из федерального бюджета, части прибыли организаций

    428.Средства фонда социального страхования предназначены для:

    Пенсионного страхования

    - выплат по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

    429.Средства фонда социального страхования предназначены для:

    Пенсионного страхования

    Лекарственного обеспечения пенсионеров

    - выплат пособий по беременности и родам


    Государственный внебюджетный фонд – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Основными видами таких внебюджетных фондов являются: Пенсионный фонд РФ, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования. Внебюджетные фонды являются одним из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Образование государственных внебюджетных фондов обусловлено тем, что это необходимо государству для более эффективного использования финансовых ресурсов, а также для успешного решения социальной политики. Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансово-бюджетной системы РФ, обладают рядом особенностей (рис.8.10).

    Рис.8.10. Особенности внебюджетных фондов, как составной части финансово-бюджетной системы РФ

    Внебюджетные фонды имеют обособленные бюджеты и источники формирования доходов. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности и не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, не подлежат изъятию на цели, не предусмотренные законодательством. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, установленных законодательством РФ, добровольных взносов физических и юридических лиц, других доходов, предусмотренных законодательством РФ. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этих фондов, представляются на рассмотрение органу исполнительной власти, Правительству РФ, в Федеральное Собрание на утверждение. Утверждаются бюджеты государственных внебюджетных фондов в форме законов одновременно с принятием Федерального закона о федеральном бюджете. В БК РФ (глава 17) определен состав государственных внебюджетных фондов России (рис.8.11).



    Рис. 8.11. Государственные внебюджетные фонды РФ

    Пенсионный фонд РФ(ПФР)– это государственный централизованный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения населения, предназначенный, прежде всего, на выплату пенсий. Прототип пенсионного обеспечения существовал в Афинах еще в древние времена, где гражданам, которые не могли себе заработать на хлеб, выделялось небольшое ежедневное пособие. В 1891 г. в Дании был принят закон, фактически предопределивший переход от страхования на случай старости к прямому пенсионному обеспечению без каких-либо предварительных взносов со стороны пенсионера. Согласно этому закону, каждый гражданин, достигший 60-летнего возраста, имел право на поучение пожизненной пенсии, выплачиваемой за счет средств государственного казначейства.
    Слово «пенсия» (от лат. – платеж) означает ежемесячные денежные выплаты гражданам в целях компенсации заработка или иного дохода, получаемого ими перед установлением пенсии, в целях предоставления им средств к существованию. В России формирование пенсионной системы произошло 6 декабря 1827 г. В этот день император Николай I утвердил «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим». Основным фактором, влияющим на размер пенсии, является производительность труда и общее состояние экономики.
    Правовой основой ныне действующей в России пенсионной системы являются Конституция РФ, ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ, ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.
    Пенсионный фонд функционирует в соответствии с пенсионным законодательством, является государственным учреждением и обеспечивает персональный учет лиц пенсионного возраста, осуществляет начисление пенсий, пересматривает их размер в соответствии с законодательством. Бюджет пенсионного фонда утверждается соответствующим Федеральным законом. В России установлены следующие виды трудовых пенсий:
    трудовая пенсия по старости (по возрасту);
    трудовая пенсия по инвалидности;
    трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
    Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Государственные пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют следующие виды: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, социальная пенсия.
    С 1 января 1997 г. на территории РФ вступил в силу ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», целями которого являются:
    создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
    обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;
    создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами.
    На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство. Организации-работодатели представляют в органы Пенсионного фонда сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица. Сведения включаются в лицевой счет застрахованного лица.
    Источниками формирования средств Пенсионного фонда РФ являются:
    1. Налоговые доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, от минимального налога, взимаемого в связи с применением УСН, – по нормативу 60%.
    2. Неналоговые доходы:
    страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
    дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц;
    взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
    недоимки, пени и штрафы по взносам в ПФР;
    доходы от размещения средств ПФР;
    штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба.
    3. Безвозмездные поступления:
    межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ПФР;
    безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов.
    Социальное страхование – это один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях (например, санаторно-курортное лечение, организация лечения, пособия). Социальное обеспечение народа во всех государствах – одна из важных задач парламентов и правительств. Экономические реформы в России сопровождаются нарастанием проблем в социальной области, снижением материального благосостояния народа, ростом его бедности. Способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе, призван государственный фонд социального страхования. Материальную базу осуществления этих прав составляет Фонд социального страхования (ФСС). Статус внебюджетного фонда социального страхования РФ определяется Конституцией РФ, Положением о Фонде, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. №101. ФСС управляет средствами государственного социального страхования РФ. Согласно Положению о Фонде государственного социального страхования он действует как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Отделения фонда созданы во всех субъектах Федерации и в отдельных отраслях народного хозяйства, имеющих межрегиональный характер (железнодорожный, морской транспорт).
    Контроль за полнотой и своевременностью уплаты взносов на социальное страхование возложен на ФСС РФ и Федеральную налоговую службу РФ. В бюджет ФСС РФ подлежат зачислению следующие доходы:
    Налоговые доходы:
    доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
    налога, взимаемого в связи с применением УСН, – по нормативу 5%;
    налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением УСН, – по нормативу 5 %;
    минимального налога, взимаемого в связи с применением УСН, – по нормативу 20 %;
    ЕНВД для отдельных видов деятельности по нормативу 5 %;
    единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 6,4 %;
    Неналоговые доходы:
    страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
    недоимки, пени и штрафы по взносам в ФСС РФ;
    доходы от размещения временно свободных средств ФСС РФ;
    штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
    Безвозмездные поступления:
    межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ФСС РФ;
    прочие поступления.
    Средства ФСС РФ используются на следующие цели:
    на выплату пособий по больничным листам (по временной нетрудоспособности, беременности и родам), а также пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Доля этих расходов составляет около 70%;
    финансирование санаторно-курортного обслуживания трудящихся;
    частичная оплата путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;
    частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
    оплата проезда к месту лечения и обратно;
    создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС РФ на всех уровнях;
    частичное финансирование содержания санаториев-профилакториев и оздоровительных детских лагерей;
    выплата пособий сверх норм на лечение и оздоровление трудящихся;
    обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления ФСС РФ;
    проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
    участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
    Медицинское страхование – одна из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья от любой причины. Медицинское страхование ставит целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных государственных средств и финансирование профилактических мероприятий. Медицинское страхование в РФ введено в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан РСФСР» (в ред. Закона РФ от 2 апреля 1993 г.). Закон определяет правовые, экономические и организационные основы ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения в охране здоровья граждан. Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения РФ. Объектом медицинского страхования служит страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.
    Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного медицинским страхованием, служит специальный Фонд медицинского страхования, в России создаются фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС); Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС).
    Правовой базой этих фондов является Положение, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1. ФФОМС является юридическим лицом, он подотчетен Правительству РФ. Средства Фонда находятся в государственной собственности. Фонд работает на основе Устава. Устав ФФОМС утвержден постановлением Правительства РФ 29 июня 1998 г. № 857 «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования». Руководство деятельностью Федеральным фондом осуществляется правлением и исполнительной дирекцией во главе с исполнительным директором (назначается Правительством по согласованию с правлением). Контроль за деятельностью Фонда осуществляет ревизионная комиссия. Отчеты о доходах и расходах Федерального фонда представляются сначала в Правительство РФ, а затем в Государственную Думу.
    Основная функция Федерального фонда состоит в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования. Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет налоговых доходов (доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами); неналоговых доходов (страховые взносы на обязательное медицинское страхование - по тарифу, устанавливаемому Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», в части, зачисляемой в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; недоимки, пени и штрафы по взносам в ФФОМС; доходы от размещения временно свободных средств ФФОМС; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба); безвозмездные поступления (межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ФФОМС; прочие поступления).
    Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются по решению органов государственной власти субъекта РФ. Положение о территориальных фондах обязательного медицинского страхования утверждено постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1993 г. Территориальный фонд создается для финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования. Руководство деятельностью Фонда осуществляется правлением и его исполнительным директором. Контроль осуществляет ревизионная комиссия. Состав правления утверждается законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ. ТФОМС выполняет следующие функции:
    аккумулирует финансовые средства территориального фонда на обязательное медицинское страхование;
    осуществляет финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования;
    осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
    выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
    совместно с налоговыми органами осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением в территориальный фонд страховых взносов;
    организует банк данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в территориальный фонд;
    осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом и другими территориальными фондами.
    Страховые взносы уплачиваются ежемесячно в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц. Страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования перечисляются на собирательные счета Федерального и территориального фондов, открытые в рассчетно-кассовых центрах или учреждениях банков. Расходование средств Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с их бюджетами, утвержденными соответственно федеральным законом и законом субъектов Федерации. Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в фонды возложен на Федеральную налоговую службу РФ.

    Контрольные вопросы

    Понятие бюджета и его роль в системе воспроизводственных отношений.
    Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.
    Принципы построения бюджетной системы.
    Организация бюджетного процесса по уровням бюджетной системы.
    Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.
    Бюджетная классификация РФ: понятие и состав.
    Система построения кодов бюджетной классификации РФ.
    Классификация доходов и расходов бюджетов РФ.
    Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов.
    Классификация операций публично-правовых образований.
    Доходы бюджета и их классификация.
    Распределение налоговых поступлений по уровням бюджетной системы.
    Система бюджетных расходов.
    Методы планирования бюджетных расходов.
    Бюджетные сметы расходов.
    Понятие сбалансированности бюджетов.
    Пенсионный фонд РФ: формирование и использование.
    Бюджет Фонда социального страхования РФ: формирование и направления расходования.
    Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ.